Творчество Жана Франсуа Милле (1814-1875)
Первый период творчества Жана Франсуа Милле - портреты и картины на библейские и античные сюжеты, пейзажи, обнаженная натура,
Лекция 126. Живопись направления «реализм». Творчество Г. Курбе, Ж.-Ф. Милле
купальщицы.
В 1840-е гг., когда происходит формирование научного социализма Маркса и Энгельса и развертываются революционные события в ряде стран, Милле сближается с Оноре Домье и группой барбизонцев (особенно с Теодором Руссо).
Расцвет творчества Милле начинается после революции 1848 г. Милле не участвовал в революции, но участвовал в конкурсе на лучшее произведение, прославляющее революцию - представил две пастели, которые изображали аллегории, - «Революция» и «Свобода».
В к. 1840-х гг. Милле приехал в Барбизон, где он и прожил до самой смерти, практически безвыездно. Крестьянский мир становится основной темой Милле. Он вовлек в сферу живописи крестьянина-труженика, человека, слитого с природой, существующего в неразрывной связи с ней. Сельский труд предстает как естественная форма Бытия человека.
Картина «Собирательницы колосьев» (1857) визуализирует концепцию органической связанности человека-труженика и природы.
Концепция возвышения над повседневностью, обнаружение повседневных действий как ритуала, раскрывающего сакральность бытия человеческого обнаруживается в произведениях Милле. Выявление законов, которые извека составляют суть человеческого бытия, которые как раз и превращают существование в Бытие, понятое как Со-бытие.
Всякий простой жизненный мотив у Милле оборачивается повествованием о судьбе и трудовой доле человека, о смысле человеческой жизни и способе обретения Бога человеком.
Тема именно сельских работ была для Милле концентрированной формой выражения человеческого труда вообще, и тем самым приобретала глобальный философский смысл. Тема человеческого удела, земного бытия, раскрывающего предназначения человека. Труд понимался как неотъемлемая и естественная часть человеческой жизни. Главное для Милле - показать закономерность и глубокие устои жизни героев, а вовсе не вызвать жалость к ним. Труд не есть аспект жизни персонажей произведений Милле, но абсолютное заполнение жизни, те жесты, которыми включаются в трудовую жизнь герои, вбирают их целиком. Труд как способ взаимосвязи человеческого и божественного мира, обозначающий причастность человека миру, созданному Богом, делающий человека частью этого сотворенного мира, обеспечивающий продление жизни как самому себе, так и этому миру, продление жизни, в которой человеческое и божественное состоят в неразрывной связи. В людях физического труда Милле почувствовал всю полноту духовной жизни, и сделал физический труд метафорой труда духовного, сообщая его героям своих произведений.
Характеристика художественного языка: не более 3-х персонажей, или меньше, фигуры изображены обобщенно: общее качество востребовано в изображении человека, метод типизации, а не индивидуализации превалирует. Фон - светлый, фигуры как правило, расположены на переднем плане и погружены в тень, в результате они даны силуэтно. Пейзаж
Лекция 126. Живопись направления «реализм». Творчество Г. Курбе, Ж.-Ф. Милле
неразрывно слит с фигурами людей, в результате чего выстраивается органическое единение человека с природой: всегда деятельные герои Милле не могут быть оторваны от окружающей их природной среды, так же как любой из созданных им пейзажей всегда говорит о присутствии и труде человека. Пейзаж дается беспредельным; во всем действии доминирует спокойствие, движения персонажей размеренны и неторопливы. Монументальность, внутренняя значительность характеризует персонажей. Неоднократное возвращение к одному и тому же сюжету, к одной и той же теме (дровосеки, собиратели хвороста).
Художественную традицию произведений Милле составил французский классицизм XVII в. Милле всегда подчеркивал, что разделяет основные взгляды на искусство, которые сформулировал Никола Пуссен.
Персонажей, а также весь строй произведений Милле характеризует глубокая вера, религиозность как следование внутренним, этическим категориям христианского учения.
Обнаружение и высветление в композиционном устройстве произведений искусства естественных, первородных законов, управляющих природой, в которой человек выступает частью Природы вообще, он уподобляется всякому природному творению Творца Вселенной.
Лекция 127. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество Э. Мане
План лекции
1. Общая характеристика творчества Э.Мане. Теоретические основания. Периодизация творчества.
2. Ранний период творчества Э.Мане.
3. Зрелый период творчества Э.Мане.
4. Поздний период творчества Э.Мане.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1320;