Архитектура Голландии и Фландрии
1. Благодаря тому, что Голландия и Фландрия еще недавно были единым государством, в их художественной культуре много общего. При сравнении городских застроек набережных двух столиц можно увидеть как общие черты, так и специфику:
- общим являются готические элементы в зданиях, доминирующий вертикализм линий, общая устремленность вверх, плотность застройки (земля доставалась очень дорого);
- также общим, свойственным именно «нижним землям» является оформление каждого жилища как отдельного, особенного, несмотря на то, что оно стоит впритык с другими, и выделиться размерами практически невозможно - все равно каждое жилище горожанина среднего класса имеет
________________________________________ Лекция 88________________________________________
свою ось симметрии, на которой расположен какой-либо фронтон или хотя бы повышение высоты здания;
- однако городская застройка Фландрии поражает обилием декора, рваными формами фронтонов, скульптурой и утяжеленностью верхней части здания;
- дома средних голландцев скромнее, конструктивнее, декора значительно меньше, поэтому линия застройки выглядит более ясной, открытой (несмотря на то, что и та, и другая застройки абсолютно сплошные), голландцы «не стесняются балок», которые торчат в верхней части фасада каждого дома (приспособление для затаскивания больших вещей через окна, поскольку узкие лестницы не позволяли это сделать).
2. Голландия в XVII в. была первой буржуазной республикой, возникла необходимость строить здание правления республики - такого типа здания в Европе еще не создавали.
Ратуша в Амстердаме была выстроена архитектором Якобом Ван Кампеном в 1648 - 1665 гг. Она представляет собой оригинальное сочетание классицистических и готических традиций.
Голландия имела активные контакты с Францией, поэтому наработки французских мастеров были известны в Северных Землях. Интересен тот факт, что почти одновременно в Париже создается восточный фасад Лувра, а в Амстердаме - здание ратуши. Между ними много общего: зеркальная симметрия (на оси имеется фронтон), четкие поэтажные членения, аналитичность, оба здания обращены разными фасадами на город и т.д. Однако есть и отличия:
- в здании ратуши гораздо сильнее выражен вертикализм, кульминация - башенка на оси (готическое наследие Нидерландов);
- переносная симметрия ратуши намного сильнее, чем во французском памятнике - в ратуше переносная симметрия по горизонтали и по вертикали, а в Лувре - только по горизонтали; в ратуше переносная симметрия сохраняется везде, а в Лувре она явно нарушается на главной оси и на боковых ризалитах - «демократизм» ратуши значительно выше, это здание республики;
- традиционно для французов спаривать ордер, а голландцы пилястры по фасаду распределили равномерно, у французов в качестве повторяемого образца - нарядные спаренные коринфские колонны, у голландцев - ровные пилястры, лишенные декора;
- голландская ратуша имеет малую и одинаковую глубину фасада, что придает ей вид крепости - она символизирует силу, защиту, мощь;
- голландцы не заштукатурили фасад, оставив открытой структуру кладки - здание обнажено, сложено из частей, как из своих граждан складывается демократическое государство.
Ратуша являет собой первое демократическое здание правления, осененное божественным благословлением.
________________________________________ Лекция 88________________________________________
3. Дома богатых буржуа также выстроены в стиле «классицизм», имеют сильно выраженную вертикаль (Дом братьев Трип, арх. Юстус Винкбонс, 1660 - 1662).
4. Протестантизм освятил ремесленничество, заниматься своим делом и быть в нем успешным - значит быть избранным Богом. Это привело к тому, что в Голландии появились такие архитектурные памятники, как «Мясные ряды» или «Здание складов», нередко они были наряднее, чем протестантские церкви.
5. Еще один новый тип зданий в Голландии - протестантские храмы (Восточная церковь в Амстердаме, арх. Дортсман, 1666 - 1668); Круглая церковь в Амстердаме, арх. Дортсман, 1669 - 1671).
Согласно требованиям культа они лишены декора, икон и многих традиционных для церкви атрибутов. Даже названия «Восточная», «Круглая», «Новая» отличают их от католических церквей. Это скорее дом для молитвы, чем храм.
Базиликальная форма храма сменяется центрической (круг, восьмигранник, греческий крест, квадрат), где в интерьере основной акцент придается не алтарю, а кафедре проповедника. Храм превращается в театр, где главное действие разворачивается на кафедре как на сцене.
Вместо купола часто появляется готическая башенка. Фасад имеет четкие горизонтальные и вертикальные членения, иногда горизонталь доминирует, нередко использование переносной симметрии. Фасады гладкие, ясно читающиеся и проявляющие внутреннее устройства храма.
6. Во Фландрии строятся иезуитские церкви (Церковь св. Михаила, арх. Хесиус Биллем, 1650-1666; Церковь св. Михаила в Лувене, арх. Гийом Хесиус, 1650-1666). В них выдержан канон иезуитского храма, однако они сильно нагружены декором (особенно утяжелен верхний ярус), глубина фасада стремительно нарастает к центру, ордер расположен неравномерно, ритм учащается к центру фасада как к точке кульминации, фронтоны множественны и прорваны, антаблемент «изломан».
Произведения для ознакомления
Голландия:
- Ратуша в Амстердаме (арх. Якоб Ван Кампен, 1648 - 1665). Патрицианские жилые дома.
- Застройка набережной Херенгзарт в Амстердаме.
- Дом братьев Трип (Юстус Винкбонс, 1660 - 1662).
- Протестанские храмы: Восточная церковь в Амстердаме (арх. Дортсман, 1666 - 1668), Круглая церковь в Амстердаме (арх. Дортсман, 1669 - 1671).
- Мясные ряды в Гарлеме (арх. Ливен де Кей, 1601 - 1603, здание Городских весов в Гауде (Питер Пост, 1660 - 1669), здание Торговых складов в Амстердаме (2-я половина XVII в.).
Фландрия:
- Дома цеховых корпораций на Гранд плас в Брюсселе (1696-1720).
________________________________________ Лекция 88________________________________________
- Церковь св. Михаила (арх. Хесиус Биллем, 1650-1666); Церковь св. Михаила в Лувене (арх. Гийом Хесиус, 1650-1666).
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1615;