Лекция 86. открыты взгляду, оставляя значительную меру неясности и неожиданных, «чудесных открытий».

открыты взгляду, оставляя значительную меру неясности и неожиданных, «чудесных открытий».

Таким образом, город был превращен в сложный организм, в котором выделены точки-кульминации и по принципу контраста выстроено остальное пространство. Барочное пространство города (как и любого произведения искусства этого стиля) кажется хаотичным и смутным. Однако оно умело выстроено по четким правилам: пространство барочного произведения - пульсирующее, неоднородное.

При этом кажущееся отсутствие ресурсов на перестройку всего Рима было превращено в основное художественное средство - этот прием часто используется мастерами Барокко (например, Скала Реджа работы Лоренцо Бернини).

Основой нового принципа градоустройства стали барочные площади Рима, выстроенные для решения той же задачи. Можно выделить несколько типов площадей Рима:

А) Замкнутый тип площади

Репрезентантом является площадь Навона в Риме. В плане площадь представляет собой прямоугольник со скругленными углами. Здания по периметру площади стоят вплотную, подъезды к площади скрыты арками, поэтому пространство кажется абсолютно замкнутым. Ось симметрии площади перпендикулярна большей оси прямоугольника, на ней расположена церковь Сант Аньезе ин Агоне работы Карло Райнальди и Борромини. Церковь доминирует на площади:

- она имеет наибольшую высоту,

- у церкви выпукло-вогнутая линия фасада (тем самым обеспечивается активное взаимодействие церкви и площади),

- остальные здания на площади - светские палаццо, они имеют переносную симметрию, прямые нейтральные фасады,

- церковь расположена на оси симметрии, тем самым занимая особую - уникальную точку, в отличие от других зданий, каждому из которых есть парное, симметричное.

В центре стоит обелиск и Фонтан четырех рек работы Лоренцо Бернини. Скульптуры фонтана активно влияют на пространство площади, наполняя ее энергией.

Тем самым возникает замкнутое пространство, наполненное энергетикой, кульминацией которой является храм. Площадь Навона называют одним из «залов города», на ней и сейчас устраивают выставки под открытым небом.

В основе площадей Рима вместо ранее привычных квадратов и прямоугольников возникают прямоугольники со скругленными углами, эллипсы, пятиугольники и вовсе «неправильные» геометрические формы.

Б) Тип «вестибюль храма»

Репрезентантом является площадь у церкви Санта Мария делла Паче в Риме. Площадь во многом повторяет сказанное выше для замкнутых площадей: доминанта храма Санта Мария делла Паче (Пьетро да Кортона,

________________________________________ Лекция 86________________________________________

1656), активное взаимодействие храма и площади (за счет большого выступающего крыльца, выпукло-вогнутого фасада), ось симметрии и т.д. Отличает данный тип площади наличие открытого проспекта, который также расположен на оси симметрии. Тем самым энергетика церкви как бы разливается на площадь и, затем, на проспект и город - площадь становится «вестибюлем храма». Тем самым обеспечивается разливание энергетики церкви на город, а сама церковь становится одной из точек кульминации пространства города.

В) Открытый тип площади

Пьяцца дель Попполо в Риме («народная площадь») расположена на въезде в Рим по Фламиниевой дороге - это древнейшая дорога, по которой ежедневно в город входят паломники, въезжают знатные иностранные гости. Площадь устроена по принципу трезубца: на въезде (на оси симметрии) расположены парадные ворота, обновленные Лоренцо Бернини, далее дорога расходится тремя открытыми проспектами в самые важные точки города. Симметрия площади позже была подчеркнута двумя одинаковыми купольными церквями, завершающими клинообразные участки между лучами.

Г) Интегративный тип

Площади интегративного типа собирают в себе в той или иной мере свойства нескольких типов.

Площадь собора Святого Петра является вестибюлем главного собора католического мира, однако по замыслу автора она должна иметь замкнутый характер, чтобы обеспечивать чудесность попадания на огромное открытое пространство и сакральность действа, происходящего на площади.

2.5. Язык архитектуры барокко XVII в.

В этой части лекции подводится итог обзору архитектуры Италии и определяется художественный язык стиля «барокко». Многое из сказанного ниже относится не только к архитектуре, но и к другим видам искусства этого стиля.

С точки зрения стилевой определенности архитектуру Италии XVII в. следует отнести к стилю «барокко». В более широком контексте стиль «барокко» является одной из реализаций большого стиля «Романтизм».

Само слово «барокко» до конца XIX в. использовалось в эстетике и теоретических трактатах об искусстве в негативном значении «нелепое», «причудливое», «вычурное», «чрезмерно напыщенное», «неправильное». Негативный образ искусства «барокко» был создан академиками классицизма, с чьей точки зрения барокко действительно нарушало все каноны и нормы «правильного» искусства. Такое определение стиля отражает невозможность описания его произведений с помощью классического рационального строгого языка, и данный факт является важной характеристикой произведений барокко. Однако важно показать, что этот факт не означает, что искусство барокко можно характеризовать как «иррациональное», абсолютно чувственное, хаотическое.

________________________________________ Лекция 86________________________________________

1. В произведениях стиля «барокко» используются «неправильные» формы. Однако само слово «неправильные» исходит опять же из культуры классицизма и означает всего лишь невозможность вписать их в небольшой список «идеальных образцов». Привлекая более сложные «правила», можно увидеть строгость, избирательность и закономерность в подборе форм.

Барокко активно использует сложные формы - сложенные из нескольких простых, являющиеся их комбинацией. Часто используются старые, привычные взгляду и быстро определяемые человеком формы, однако они чуть сжаты, изломаны, искажены, разорваны. Однако не настолько, чтобы идеальный аналог стал совсем неузнаваем.

Барокко использует и привычные формы, однако сочетает их противоречивым образом.

Центрические формы сменяются протяженными: квадрат заменяется прямоугольником и даже трапецией, прямоугольником со скругленными углами, круг - эллипсом. Это относится к планам храмов и площадей и визуализирует картину мира Нового времени - потерю точки равновесия и стабильности, точки истины. Главное предназначение человека - идти по пути.

2. Границы между формами становятся очень сложными, неразличимыми. Задача такой границы - не отделить, а соединить, смести всякие ограничения. Это необходимо для того, чтобы обеспечить открывание человека и мира навстречу друг другу. Вельфлин называет это качество произведений барокко «живописностью». Подобное отношение к границе приводит к тому, что здание уже не расчленяется на отдельные элементы, а становится единым целым (качество «единство»). Синтез искусств становится важной чертой произведения барокко.

3. Задача произведения искусства барокко - выбить зрителя из профанности обыденного бытия. Основной ход, используемый для этого: задать нечто привычное и определенное - и «сломать», обмануть привычность, завлечь и удивить чем-то неожиданным. И так до тех пор, пока не будут сломаны все границы, отделяющие человека от мира и Бога.

В барочной картине мира невозможно абсолютное достижение истины или Бога - возможен кажущийся момент нахождения, обнаружения искомого и, обязательно, опять потеря, ускользание, растворение в обмане. Таков путь человека в мире XVII в.

4. Пространство барокко - пульсирующее, неоднородное, неравномерное. Кульминация оказывается на главной оси здания. Это обеспечивается неравномерным членением фасадов, учащением ритма к центру, максимальным изломом здания по его главной оси (если смотреть разрез здания по главной оси), усилением глубины фасада здания к середине и т.д. Плоскость фасада ломается, появляется «глубинность».

5. Барокко активно использует античные образцы. Однако как основу для творчества, для изменения и контраста.

6. Контраст четкого строго прямолинейного ордера и криволинейной, взорванной скульптурой стены моделирует противоречивость мира и

________________________________________ Лекция 86________________________________________

человека. Ордер, как правило, располагается в наиболее экстремальных точках здания, стена выгибается внутрь или наружу.

7. Архитекторы барокко используют сложные виды симметрии: симметрию растяжения, комбинированные симметрии и т.д. Однако исключается симметрия переносная - она делает мир равномерным и упорядоченным.

8. «Неясность» произведения, невозможность его полностью рассмотреть с одной точки приводит к тому, что зритель вынужден двигаться и постоянно обнаруживать новое и неожиданное.

9. Архитекторы изобрели множество форм, визуализирующих процесс, происходящий прямо здесь и сейчас: пилястра на пилястре (как бы постепенно выступающая из стены), изменение степени явленности, выделенности ордера от края фасада к середине, ступени и крыльцо храма как бы «наступают» на площадь и т.д.

10. Активно используются иллюзии, перспективные обманы. Они помогают вывести человека из профанности повседневного бытия и приготовиться к чуду.

В терминологии Генриха Вельфлина произведение барокко обладает такими свойствами, как глубинность, живописность, неясность, единство, открытость.

Все эти средства выразительности художественного языка архитектуры барокко моделируют место человека в том бесконечном мире начала Нового времени.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 808;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.