Скульптура второй половины XII династии
Развитие официальной скульптуры в течение XIX в. до н. э. продолжало намеченное ранее направление. Начавшееся еще при Аменемхете I и Сенусерте I постепенное разворачивание скульптуры в сторону человечности, портретности, натуралистичности продолжалось в царствование Аменемхета II.
Показательна в этом отношении голова сфинкса Аменемхета II. Здесь явственно чувствуется мускулатура лица, объемно сделаны щеки, нижние веки, складки около носа и губ. Глаза глубже сидят в орбитах, и, что особенно важно, брови, хотя все еще условно рельефны, тем не менее уже не вытянуты параллельно линии платка, а спускаются вниз к углам глаз, подчеркивая глазные впадины.
Расцвет придворного искусства наступает при Сенусерте III, портретные статуи которого являются непревзойденными шедеврами египетского реалистического портрета. Самым замечательным из этих памятников является голова Сенусерта III небольшой статуэтки из обсидиана. Все здесь индивидуально и портретно: глаза, поставленные наклонно и глубоко сидящие в орбитах, большой нос, выдающиеся скулы, крупный властный рот со слегка опущенными углами губ. Мастер смело передает морщины, глубокие складки кожи; прекрасно проработан весь костяк лица. Игра света и тени чрезвычайно усилена и является характернейшей особенностью всего стиля.
Портретность в скульптуре связана с необходимостью заразительности статуи для большого количества людей. Статуи фараонов не прятались теперь в заупокойные храмы и гробницы, а ставились там, где они были видны всем египтянам, для того чтобы тот посредник между людьми и
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 524;