Лекция 5. Общая характеристика скульптуры Древнего Египта (2 ч.). бессмертной души (ка и ба), но и предотвращение гниения тела
бессмертной души (ка и ба), но и предотвращение гниения тела. Поэтому и возникла необходимость в изготовлении мумии. Необходимо отметить, что исключительно сухой климат Египта способствовал естественной мумификации.
Статуи, помещенные в древнеегипетские гробницы, можно разделить на несколько типов:
• Заупокойная статуя «согласно жизни», представлявшая максимально портретное изображение владельца гробницы без парика, в бытовом одеянии, свойственном тому или иному времени, с тщательной передачей всех черт лица и тела. Положение этой заупокойной статуи в гробнице было таково, что вся она помещалась в особой небольшой нише или закрытой комнате (сердабе), а на уровне глаз статуи делалась щель, через которую статуя могла «видеть», «слышать» и «обонять» принесенные ей дары и молитвы.
• Заупокойная статуя, репрезентировавшая обобщенный облик владельца гробницы. В этом случае лицо статуи представляло идеализированный портрет умершего, тело изображалось чрезмерно мускулистым, подтянутым, с напряжением всего спектра мышц, одежда статуи состояла из пышного парика и традиционного короткого передника.
Культовое назначение заупокойных статуй во многом определило их трактовку. Творческие поиски здесь были минимальны и ограничивались традиционными, возникшими в глубине веков иконографическими формами. Постановка статуй в нише гробничной молельни или сердабе требовала фронтальности скульптур, симметричности в построении фигуры и торжественного спокойствия несложных поз - все это наилучшим образом способно было передать состояние человека, живущего в потустороннем мире.
Позы заупокойных статуй обозначенных типов вначале сводились к двум: человек изображался либо сидящим с положенными на колени руками, либо стоящим с выдвинутой вперед левой ногой. При IV династии появились статуи вельмож в позе писца, демонстрировавшие причастность владельца гробницы к священному искусству Тота. Несколько позднее появились и семейные группы - муж с женой или супружеские пары с детьми. Что касается женских заупокойных изображений, то дамы в гробницах представали только в двух позах - сидящие или стоящие.
Независимо от позы заупокойной статуи, присутствовал обязательный набор иконографических черт: головы статуй поставлены прямо, в руках находились одни и те же атрибуты. Тела мужских статуй окрашивались в кирпично-красный цвет, женских - в желтый, волосы изображались черным цветом, одежды - всегда белые.
• Статуи из дерева, предназначенные для переноса, передвижения в процессе свершения обряда, о чем свидетельствуют различные приспособления, сопровождающие подобные статуи.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 664;