Миграционный прирост (убыль), соответствующий концепции «замещающая миграция» населения по 4 регионам и Российской Федерации в целом (в чел.).
В Республике Саха совсем иная ситуация. На рисунке 20 видно, что при построении прогнозов с миграцией численность населения была зафиксирована на отправной точке. Для того чтобы построить прогнозы с «замещающей» миграцией с помощью первых двух сценариев была рассчитана необходимая численность миграционной убыли[51] для поддержания численности населения на заданном уровне[52]. На рисунке видно, что отсутствие миграции в регионе приведет к росту численности населения. Прогноз, построенный на основе среднего прогноза Росстата, даст самую высокую численность населения. Но, тем не менее, рисунок 25 показывает значительный рост демографической нагрузки именно при этом варианте прогноза. Т.е. миграция хоть и уменьшает численность населения, но оттягивает процесс старения.
При расчете «замещающей» миграции был определен необходимый миграционный прирост (убыль) населения, он указан в таблице 8. Для Ярославской области, Алтайского края и России в целом миграционное сальдо всегда положительно (кроме 2012 года для РФ) и растет. Но, в связи с тем, что в стране и в этом регионе поднимется демографическая нагрузка пожилыми к концу прогнозного периода, необходимо обратить внимание на половозрастной состав мигрантов для качественной трансформации структуры населения. В Москве в первые годы рассчитано отрицательное миграционное сальдо, что свидетельствует о том, что миграция сейчас способствует не стабилизации, а росту населения, нынешний поток с точки зрения замещения численности населения города избыточен. Совсем иначе выглядит ситуация в Якутии. Таблица 8 показывает, что для поддержания численности населения на заданном уровне[53] республике необходим отток населения из региона, при отсутствии этого оттока происходит рост численности населения. Однако, из-за того, что при этом растет демографическая нагрузка на трудоспособное население, можно сделать вывод, что миграция в этом регионе способствует ротации населения, как и в других регионах севера и востока страны. Возможно, за счет этого происходит замедление процессов старения в регионе. О чем свидетельствуют данные, полученные при расчете демографической нагрузки населения.
Рассмотрим еще один показатель старения населения. Это доля лиц старше 60 и старше 65 лет. Как ранее уже отмечалось, по шкале возрастов, откорректированной Э. Россетом, если доля лиц старше 60 лет превышает 12 процентов, то население считается старым. В то же время ООН опирается на другой показатель и считает население таким же, когда доля лиц старше 65 лет превышает 7 процентов. В таблице 9 представлены численные значения этих показателей на начало прогнозного периода и на 2030 год.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, опираясь на данные таблицы 9, что по этим критериям население во всех рассматриваемых регионах, кроме Республики Саха, старое. И к 2030 году процент пожилых в этих возрастных группах увеличится. Если говорить о влиянии миграции на этот процесс, то видно, что в 3 регионах и России в целом, кроме Якутии, при включении миграции в процесс воспроизводства населения, мало того, что численность населения не снижается (по указанным предпосылками), так же происходит меньший рост доли пожилых, чем без миграции. При этом рост демографической нагрузки пожилыми также ниже, чем с «нулевой» миграцией. Республика Саха на этом фоне выделяется, при отсутствии миграции рост доли пожилых без миграции выше, чем с стабилизирующей население миграцией. Это легко объяснить тем, что в этом регионе миграционная убыль.
Таблица 9
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1343;