Обогащение античного идеала воспитания в эпоху Возрождения и Реформации
XIV-XVI вв. – эпоха Возрождения и Реформации | Если средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения центр тяжести стал смещаться в сторону индивида с его способностями и потребностями, интересами. Развитию образования со второй половины XV века способствовало книгопечатание, изобретенное немецким ремесленником Иоганном Гутенбергом в 1445 году и предоставившее возможность печатать массовыми тиражами учебники, методические руководства, тексты, которые использовались в школах. Идеологией Возрождения становится гуманизм. Гуманистическая педагогика Возрождения – это синтез педагогической традиции античности (идеал разносторонне развитого человека) и традиций Средних веков с религиозной трактовкой сущности человека и признанием равных прав человеческих индивидов перед Богом. Гуманистический идеал человека включал обязательное интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие. Индивидуальность стала трактоваться как отличие человека от других людей; его право на индивидуальность было признано. Гуманистами Возрождения (Пьера Паоло Верджерио, Гуарино Гуарини да Верона, Витторино де Фельтре, Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Мишель Монтень и др.) были поставлены вопросы: о всеобщем образовании, об энциклопедизме содержания образования, обращенности знаний к миру, личному опыту ученика, а не только к книгам, о развитии сил и способностей ученика, о воспитании в соответствии с особенностями психического и физического развития ребенка. Предметом их внимания стал ребенок и его возрастные особенности. Гуманисты выступали с новыми проектами, ориентированными на создание благоприятной педагогической среды в целях творческого развития обучающихся. Гуманистические идеалы Возрождения находились в вопиющем |
противоречии с характером реальной общественной жизни эпохи. Они были настолько устремлены в будущее, что оказались не только совершенно недоступными массовому сознанию, но и неприемлемыми для многих носителей «теоретического разума». | |
XVI век – идеи Реформации | выполнение долга мирской жизни и профессиональной деятельности - высшая нравственная задача человека. Деятели Реформации высоко оценивали роль воспитания и обучения в борьбе за «умы и души» людей. Мартин Лютер (1483-1546) выдвинул программу широкого гуманитарного образования, в центре которого стояла задача воспитания мальчиков и девочек в духе христианских добродетелей, трактуемых с реформаторских позиций. Он перевёл Библию на немецкий язык, утвердил обучение чтению и катехизису основой складывающейся протестантской народной школы; большое значение придавал изучению древних языков; в преподавании немецкой истории видел важное средство развития национального самосознания. Школа, по его мнению, должна была готовить людей и для духовной, и для светской деятельности, помогать человеку становиться человеком посредством его систематического обучения и воспитания. Последователи Лютера Филипп Меланхтон и Иоганн Штурм в 20-30 гг. XVI века создали тип школы, ставшей основой для классической гимназии. В целом Реформация способствовала утверждению на Западе педагогических идеалов, направленность которых существенно отличалась от устремления гуманистов Возрождения. На смену идеальному образу гармонически развитой, преданной общечеловеческому делу личности, пришёл деловой человек-прагматик, сочетающий христианскую добродетель со служением собственным интересам. Педагогические идеалы Реформации уже в XVI в. реализовывались через достаточно широкую школьную сеть. Это были так называемые латинские (городские) школы, обучение в которых, как правило, продолжалось три года. |
Школа иезуитов | Образование было направлено на воспитание ревностных католиков. Высоко оценивая свободные искусства и естественные науки, иезуиты обязывали наставников использовать воспитательный потенциал этих наук. Образование строилось на изучении строго отобранных текстов и от учеников требовалось строго следовать предлагаемым образцам. Широко использовался принцип состязательности в целях развития познавательных интересов учащихся. Система поощрений и наказаний способствовала установлению строгой дисциплины и надзора. Иезуиты стремились придать своим питомцам внешний лоск, привить хорошие манеры, требовали соблюдать правила этикета. Большое внимание они уделяли личной гигиене, гимнастике как средству укрепления тела и здоровья. |
Фрэнсис Бекон (1561-1626) | Будучи убежденным, что «образование освобождает человека от дикости и варварства», Бекон провозгласил символ веры Нового времени. Он создал классификацию наук, в рамках которых вопросы воспитания и обучения получили отражение в различных разделах: физическое воспитание, нравственное воспитание и т.д. Выступал против формализма. В методах преподавания он отдавал предпочтение движению от простого к сложному, от конкретных представлений к общим понятиям, отстаивал представления о праве человека на индивидуальность, свободный выбор своих занятий. |
Вольфганг Ратке (1571-1635) | Он выступает против монопольного права на открытие школ, считая это обязанностью светских властей, требует всеобщего обучения на родном языке. Важнейший педагогический постулат Ратке – «все без принуждения». Им были составлены педагогические афоризмы, в которых отражены его взгляды на образование человека: «все в соответствии с природой», «ничего о вещах до вещей», «в один раз изучается только одна вещь», «все изучается раньше на родном языке», «все начинается с индукции, с опыта», «раньше примеры, потом правила», ничто не должно заучиваться наизусть», «ничего нового, пока не понято предыдущее», «одно и то же должно повторяться» и т.д. |
Рене Декарт (1596-1650) | Обосновал оригинальную концепцию человека, способного познать мир посредством усилий собственного разума. Он настаивал на том, что не чувственный опыт человека лежит в основе познания мира, а способность его интеллекта охватить вещь только разумом вне ее телесности. Он способствовал утверждению взгляда, согласно которому умственное и нравственное развитие ребёнка является результатом сообразного с природой человека совершенствования разума. |
«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («Пампедия») | «Великая дидактика» |
Грандиозный гуманистический проект реформирования современного ему (Коменскому) общества на основе развития образования и просвещения людей. Составная часть – «Пампедия» – теория непрерывного образования личности на основе использования закономерностей педагогического процесса. Он считал, что должна быть создана единая педагогическая система, построенная на определённых общих началах, где всё должно быть взаимосвязано (цель, принципы, содержание, формы, методы, средства). Основой, на которой должны быть построены воспитание и наука о воспитании, является точное определение цели воспитания. Эту цель Я.А.Коменский выводит из представлений об идеале человека и смысле его бытия. Коменский рисует образ желаемой личности: «…чтобы все люди были как можно более подобны Богу, по образу которого сотворены…» | Конкретизируется понимание идеальной личности. В трактовке цели воспитания прослеживается идея единства умственного, нравственного и религиозного воспитания, слышен призыв к разностороннему развитию человека. Развернута дидактическая концепция. Раскрыты основные принципы образовательной деятельности. Обоснован базовый принцип педагогической деятельности – принцип природосообразности. Идея единства и целостности содержания образования на всех ступенях. Принципы дидактики: прочность, сознательность, наглядность, систематичность, последовательность обучения, учет психолого-возрастных особенностей обучающихся. Предложена принципиально новая форма организации обучения – классно-урочная. Предлагал использовать специальные книги – учебники для учеников и методические пособия для преподавателей. Образовательный процесс должен быть направлен не только на обучение наукам, искусствам, языкам, но и на познание мудрости (нравственности и благочестии). |
Джон Локк (1632-1704) | Отстаивал необходимость специальной подготовки ребенка к счастливой и разумной жизни, в которой он был бы свободен сам и не ущемлял свободу других. Образовательный процесс должен направлять ребенка на присвоение установленных культурных норм и одновременно готовить к будущей жизни. Важнейшим механизмом, регулирующим все поведение ребенка, выступает привычка. Сенсуалистическая концепция «чистой доски» (tabula raza): человек при рождении не обладает никакими врожденными идеями, он подобен «чистой доске», все знания человека есть результат опыта (внешнего – ощущений и внутреннего – рефлексии). Создал систему образования джентльмена, который должен развить свои интеллектуальные, нравственные и физические силы. В центр процесса образования Локк поставил ребенка, требуя внимательно наблюдать за его поведением и, в зависимости от своеобразия его психического склада, применять к нему различные педагогические методы. Наиболее эффективными методами воспитания считал упражнение и пример. При организации процесса образования он указывает на необходимость опираться на природную активность детей, предупреждая о недопустимости принуждать детей к учебе с помощью розги. Основной труд – «Мысли о воспитании». |
Жан-Жак Руссо (1712-1778) | Сформулировал свое понимание детства как особого периода в жизни человека. В центре воззрений – природный естественный человек в противоположность человеку общественному, искусственному. |
Жан-Жак Руссо (1712-1778) | Педагогика центрирована на воспитании чувств. Чувства – основа человека, который всегда раньше чувствует, чем мыслит. Именно чувствования и аффекты, а не суждения и теория составляют основу поведения людей. Различал приобретенные идеи и естественные чувства, которыми человека наделила природа. Отстаивал идею ценности детства как особого, значимого самого по себе возрастного периода, смысл которого отнюдь не сводится к подготовке к полноценной взрослой жизни. Основной труд – «Эмиль, или о воспитании». Теория естественного воспитания. Воспитание человек получает из трех источников: от природы (внутреннее развитие органов и способностей), от людей (обучение тому, как пользоваться этим развитием) и от вещей (приобретение собственного опыта, дающих человеку восприятие). Хорошо воспитан тот, кто получил не противоречащие друг другу уроки от природы, людей, вещей. Успешность воспитания определяется тем, насколько оно соответствует той цели, которую дает природа. Воспитание должно быть сообразно природе ребенка, нужно следовать за ней, отказаться от трафаретов в воспитании. Принцип природосообразности воспитания распространил не только на воспитание тела, но и на воспитание души, воспитание ума. Впервые в истории педагогической мысли предпринял попытку систематического осмысления манипулятивной модели образования (не используя при этом сам термин манипуляция). По мнению Руссо, наставник должен всячески стремиться скрывать свою роль ведущего в образовательном процессе. Реализацию манипулятивного педагогического подхода Руссо связывал с созданием особой образовательной (воспитывающей и обучающей) среды развития ребенка, опираясь на врожденную активность детей, исходя из идеи их спонтанного научения. Задача педагога не давать детям готовые истины, а заставлять находить их самостоятельно. |
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) | Педагогическая теория строится на принципе природосообразности. Теория элементарного образования: выделение простейших элементов, лежащих в основе содержания образования. Эти простейшие элементы должны были стать исходными пунктами первоначального обучения. В процессе первоначального элементного обучения учитель должен вести ребенка от познания элементов к познанию целостного предмета. Общая цель воспитания – формирование истинной человечности. Нравственное воспитание предполагает развитие у детей моральных чувств, выработку у них нравственных навыков, формирование нравственных убеждений. Весь жизненный уклад школы должен |
Таблица 3
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1496;
Генерация страницы за: 0.007 сек.