Сульфаниламидные соединения
С 1935 года интересы И.Я.Постовского, коллектива кафедры органической химии тесно связаны с химией лекарственных препаратов . Об этом вспоминает Наталия Павловна Беднягина, которая с 1936 года начала работать с профессором, а затем академиком Постовским, вначале студентка, лаборант, аспирантка, доцент, профессор кафедры. « Как только в 1937 г. появились данные об антибактериальной активности стрептоцида, главным научным направлением кафдры стали синтезы новых сльфамидных препаратов; В 1939 г. профессором Постовским и его аспирантом Л.Н. Голдыревым был синтезирован сульфидин. К началу 1941г. сульфидин уже испытывался в клинике .. Одновременно разрабатывались методы синтеза как уже известных , так и новых сульфамидов» Когда началась война, возникла неотложная государственного значения задача – организовать промышленное производства сульфаниламидных препаратов в тылу, здесь в Свердловске.. на маленьком фармзаводике, который выпускал настои трав, и не имел нужного оборудования. Других заводов, производящих эти нужные раненым лекарства, в стране не было . Только в конце 1941г. из Москвы прибыли эшелонами сотрудники и оборудование эвакуированного ВНИХФИ ( Всесоюзного научно-исследовательского химико-фармацевтического института.)
Вместе с И.Я.Постовским, Н.П. Беднягиной производством занимались Н.В.Серебрякова, Б.Н. Лундин , З.В. Пушкарева, которая в последствие стала в УПИ зав. кафедрой технологии органического синтеза( кафедра красителей, лекарственных веществ и пластических масс ). В.Н. Хмелевский, потом возглавивший в нашем городе филиал ВНИХФИ.
Начали производство в недопустимых условиях: взрывоопасный горючий летучий диэтиловый эфир хлорировали на открытом воздухе на улице – выделялся хлороводород, при соприкосновении реагентов возникали хлопки, вспышки, пламя. В другом случае выделялся водород, который выпускали на воздух, и он горел( всем известно, что смесь водород : кислород в отношении 2:1 носит название « гремучий газ» ). Но судьба была милостива., и госпитали получали сульфидин, норсульфазол в достаточном количестве.
« …Хлорируем спирт прямо на заводском дворе. Хлорные баллоны тяжелые и ржавые. Мы еле с ними справляемся. Если свернем нарезку, то хлор отравит не только нас, но и часть жилого квартала около завода. Слава Богу, все обходилось. Мой вес-45 кг, я буквально скелет, дают 600 г хлеба в день работающему и 400 г иждивенцу. Буханка хлеба на рынке стоит 400 рублей. Это как раз моя месячная зарплата», - пишет в своих воспоминаниях Н.П.Беднягина
Прошло столько лет, но Н.П.Беднягина и Н.В.Серебрякова – участники событий - до сих пор с ужасом вспоминают это страшное время и себя усталых, голодных, в постоянной тревоге – производство считалось военным, и любая авария могла быть расценена как вредительство.
Сульфаниламидные препараты спасли тысячи жизней раненых, защищая их от развития пневмонии ( неизбежной при длительном постельном лежачем режиме), гнойных осложнений при ранениях и ожогах.
За разработку сульфаниламидных препаратов и их производство в 1946 г И.Я. Постовский получил свою первую Государственную( в то время Сталинскую ) премию.
«Pasta Postovsky» в хирургии
Одновременно И.Я..Постовский разрабатывал и другие направления, связанные с военно-полевой медициной. Возникли тесные контакты с практическими медиками, которые продолжались и после ВОВ : с профессором Борисом Павловичем Кушелевским, терапевтом-кардиологом и хирургом профессором Аркадием Тимофеевичем Лидским, которые в то время возглавляли не только кафедры в медицинском институте, но и военные госпитали, располагающиеся в Свердловске. .
В 1943г. также для спасения жизни раненых была создана паста Постовского « Pasta
Postovsky» , которая спустя и 30 лет после окончания войны упоминалась в справочниках по лечебным средствам.
Назначением пасты было создание особой повязки, которая предотвращала прилипание бинтов к раневой, а особенно, ожоговой поверхности. Раны смазывали или присыпали лекарством во избежание развития инфекции, , затем бинтовали, но образующаяся короста накрепко скрепляла рану и бинт, удаление бинта срывало коросту, незажившая ткань вновь обнажалась… И.Я .Постовский предложил делать по-вязки с использованием особой белой глины - бентонита -, которая жадно поглощает влагу, увеличиваясь в объеме. Лекарство сульфамид смешивали с пудрой из глины, накладывали на ожоговую поверхность, сверху бинтовали. Рана подсыхала, а бинт не прилипал и легко отделялся при смачивании водой. Отсутствие дополнительной травматизации в процессе заживления способствовало уменьшению рубцовой поверхности, что очень важно при ожогах на лице, кистях руки и других местах , где могли развиться тяжелые контрактуры.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 553;