Авторские права
1) Неимущ. АП:
А) право авторства (право отцовства – paternite) - основанная на факте создания пр-я возможность лица признаваться его автором, создателем (ч.1 ст.15 ЗоАП). Практическая реализация права авторства обычно выражается в праве автора требовать указания его имени при использовании пр-я.
Лицо, нарушившее право авторства, как правило, одновременно нарушает и другие права автора, чаще всего право на использование пр-я. Пример: в 1944 г. К. послала рассказ в редакцию журнала «Новый мир», но рассказ не был опубликован. В 1977 г. К. случайно обнаружила, что ее рассказ напечатан в 1961 г. в сборнике рассказов одного покойного писателя. К. обратилась в суд с требованием признать ее автором рассказа и выплатить гонорар за его использование. Суд вынес решение в ее пользу.
Б) право на авторское имя – возможность автора использовать или разрешать использовать пр-е под своим подлинным именем, псевдонимом или анонимно (без обозначения имени). Право на имя является самост. личным правом автора, т.к. может быть нарушено независимо от нарушения права авторства (н-р, издатель, не отрицая авторства к-л лица на пр-е, не указывают его имени (псевдонима) либо в нарушение воли автора помещают на пр-ии его псевдоним вместо подлинного имени (или наоброт).
Пример:при переиздании книги «Каттон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве» (перевод пр-ий римских авторов) не были указаны авторы перевода. Суд обязал издательство опубликовать фамилии авторов перевода в газете. В этом случае следует говорить не о нарушении права авторства, поскольку оно издательством не отрицалось, а о нарушении только права на имя.
В) право на обнародование – возможность автора самому обнародовать или разрешить обнародовать пр-е в любой форме. В ЗоАП широкая трактовка понятия – доведение до всеобщего сведения любым способом.
2 момента: а) право определить окончательный вид, в котором будет опубликовано пр-ие, придание ему объективной формы и б) право определения способа, которым будет первый раз открыт доступ неопр-го круга лиц к пр-ию.
Вместе с тем, автору принадлежит право на отзыв – отказ от принятого решения об обнародовании. Осущ. права на отзыв допускается лишь при условии возмещения пользователю всех причиненных решением автора убытков, включая упущенную выгоду. Если пр-е уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры пр-я. Право на отзыв не применяется в отношении СП. Право на отзыв позволяет автору избежать неблагоприятных последствий обнародования, т.к. обнародованные пр-я в опр. законом (ст.17-26 З-РФ) случаях могут свободно использоваться третьими лицами, в т.ч. без выплаты авторского вознаграждения. Вместе с тем, принудительное изъятие экземпляров пр-ия неизбежно вступит в противоречие с п.2 ст.235 ГК РФ (изъятие им-ва у собственника). Думается, что возможность безусловного изъятия экземпляров пр-ия существует только в отношении незаконченного пр-ия. Речь должна идти о праве выкупа имущ. прав на пр-ие, но не материального ностеля пр-ия.
Г) право на защиту деловой репутации (право на неприкосновенность) – в ст.480 ГК РСФСР это право обеспечивалось в 2 формах: а) запрет вносить изменения в пр-ие без согласия автора и б) запрет без согласия автора снабжать пр-ие иллюстрациями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Т.е. выделялось право автора вносить изменения в пр-ие и право разрешать снабжать пр-ие любыми сопровождающими материалами.
Нарушение права на неприкосновенность пр-я воспринимается и как посягательство на репутацию автора. Автор вправе противодействовать всякому извращению, искажению или иному посягательству на пр-ие, способному нанести ущерб чести и репутации автора (ст.6 bis Бернской конвенции).
В ЗоАП речь идет о праве на защиту пр-ия, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Т.о. трактовка ЗоАП заставляет автора доказывать нанесение ущерба в случае любого изменения пр-ия (а не только иного использования – как в конвенции).
Никто, кроме автора, не вправе вносить изменения и дополнения в пр-е, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, предисловием и послесловием, разрешать перевод, переделку, аранжировку или др. переработку пр-я. Редакторская или иная правка допускается только с согласия автора.
Право на защиту репутации автора пр-я не переходит по наследству. Однако ст.29 З-РФ дает наследникам право осущ. защиту этого права (т.е. право на осущ. защиты). Право на защиту осущ. по правилам ст.152 ГК. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина после его смерти.
Автор не может к-л разрешить самостоятельно вносить изменения в пр-ие, отказаться от права на неприкосновенность или передать это право другому лицу. Зак-во зарубежных стран дает такую возможность в случаях, когда использование пр-ия ограничивается, н-р, единственным тиражом или публичным представлением.
Чаще всего серьезные изменения оригинального текста касаются драматических пр-ий, при экранизации пр-ия.
Практич. вопрос: использование классических пр-ий в качестве рекламы или для создания современных модификаций. В зарубежной практике ? о том, был ли нанесен ущерб чести и достоинству автора при использовании пр-ия, решается судом. Н-р, использование музыки романса Ю.Свендсена «Венецианская серенада» (1878-1880г. г.) путем записи в ритме современного танца и исполнения популярным певцом – суд оштрафовал виновников и предписал уничтожить тираж пластинок.
2) Имуществен. АП: - права автора на использование пр-я в любой форме и любым способом.
А) Право на воспроизведение – возможность изготовления одного или более экземпляров пр-я или его части в любой мат. форме, в т.ч. в форме звуко- и видеозаписи. Фиксация звуков и (или) изображений с помощью техн. средств, в т.ч. запись в память ЭВМ.
Б) Право на распространение – продажа экземпляров лит. пр-ий, сдача в прокат аудиовизуальных пр-ий.
В) Право на импорт – ввоз из-за границы пр-ий в целях их распротранения.
Г) Право на публичный показ – возможность демонстрации оригинала или копии пр-я непосредственно на экране с помощью пленки, диапозитива, ТВ кадра или иных техн. средств в месте, открытом для свободного посещения (н-р, картинная галерея), или в месте, где присутствует неопр. круг лиц. Показ – одновременно и форма обнародования, и форма использования пр-я.
Д) право на публичное исполнение– звуковое исполнение песни, музыки или декламация стихов в общедоступном месте или в месте нахождения неопр. круга лиц: киноконцертный зал, филармония, консерватория, эстрада.
Е) право на передачу в эфир – любая возможность сообщения пр-я (показ, исполнение или передача в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (н-р, через спутник: прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника).
Ж) право на сообщение пр-я для всеобщего сведения по кабелю – сообщение (показ, исполнение, передача в эфир) по кабелю, т.е. для абонентов, имеющих спец. приставки к своим радио- телеприемникам, проводам или с помощью иных средств.
З) право на перевод– автор лит. пр-я вправе сам менять его языковую форму либо разрешить делать это другим.
И) право на переработку– контроль над любой переделкой, аранжировкой или иной переработкой пр-я (н-р, создание из повествовательного пр-я драматического).
И-З – право на изменение формы пр-я.
К) право на вознаграждение (авторский гонорар)– выплачивается в рамках д-в об использовании пр-ий. Д-ром между автором и работодателем опр-ся выплата авторского вознаграждения за использование СП.
Пост. Правительства РФ № 218 от 21.03.1994 г. – утв. миним. ставки АВ за публичное исполнени драм., музыкальн. и т.п. пр-ий, воспроизведение пр-ий путем звукозаписи, сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных пр-ий (видеофильмов) в прокат, а также воспроизведение пр-ий ИЗО и тиражирование в пром-сти пр-ий декоративно-прикладного искусства \\ СЗ. 1994, № 13.
Если экземпляры пр-ий введены в оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты АВ.
Ограничения АП (ст.17-26 З-РФ):
1) допущение свободного без согласия автора использование пр-я с выплатой или без выплаты АВ. Главное: оно не должно наносить неоправданного ущерба нормальному использованию пр-я и ущемлять необоснованным образом законные интересы автора.
2) пр-е ИЗО, перешедшего к 3-му лицу: у автора сохраняется лишь право на воспроизведение пр-я (в форме права доступа – снятие копии; от собственника нельзя требовать доставки пр-я автору), + право на вознаграждение в случае публичной перепродажи пр-я (право следования – первой перепродажей признается любой переход ПС на пр-е от автора к др. лицу). Публичная перепродажа – возмездное отчуждение пр-я через аукцион, галерею, магазин при условии, если цена превышает предыдущую не менее чем на 20 % (АВ=5 % от продажной цены).
3) право третьих лиц осущ. в различн. формах использование пр-ий без согласия авторов и без выплаты АВ. Общее правило: допускается свободное воспроизведение правомерно обнародованного пр-я без выплаты АВ исключительно в личных целях. Исключения: нельзя вообще воспроизводить пр-я архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, репродуцировать книги (полностью) и нотные тексты.
Авторские договоры
АД – соглашение между автором пр-ия науки, лит-ры и искусства, или его работодателем, либо иным обладателем имущ. АП, с одной стороны, и пользователем пр-ия, с другой стороны, по которому автор обязуется передать П-лю за вознаграждение право использования пр-ия обусловленным способом и в уст. срок, а П-ль обязуется использовать пр-ие в соотв. с предоставленным ему правом и уплатить вознаграждение (ст.30 ЗоАП).
Т.О. исключит. АП передаются, предоставляются П-лю на время, но не уступаются ему. Этим АД отличается от иных способов отчуждения или закрепления имущ. АП: дарение, наследование, предоставление по закону работодателю либо внесение в уставный (складочный) капитал хоз. общества или тов-ва.
К АД применяются общие положения пар.1 гл.30 ГК о К-П, если иное не вытекает из содержания или характера исключит. АП, н-р, п.1 ст.460 ГК – передача Т П-лю свободным от прав третьих лиц. Вместе с тем, большинство норм о К-П к АП не применимы: об ассортименте Т, его качестве, сроке годности, скрытых недостатках, комплектности, о таре и упаковке.
3 вида АД:
1) АД о передаче исключительных прав (или о передаче исключительных прав на исключительных условиях) – п.2 ст.30 ЗоАП: использование пр-ия опр. способом и в уст. д-ром пределах только лицом, которому эти права передаются. П-ль по этому д-ру вправе запретить подобное использование пр-ия всем иным лицам, даже передающему право. Право запрета может быть применено помимо П-ля только создателем пр-ия. Если П-ль не осущ. защиту данного права, правом запрещать использование пр-ия другим лицам обладает сам автор (абз.2 п.2 ст.30 ЗоАП).
П-ль по такому д-ру вправе передать полученные права др. лицам, однако только в случае, если это прямо предусмотрено д-ром (п.4 ст.30 ЗоАП).
2) АД о передаче неисключительных прав (или о передаче исключительных прав на неисключительных условиях) – п.3 ст.30 ЗоАП: наравне с П-лем использование пр-ия осущ. обладатель АП, передавший их П-лю, а также иные лица, получившие разрешение на использование пр-ия таким же способом.
Существует презумпция неисключительности использования передаваемых АП: права, передаваемые по АД, считаются переданными на неисключит. условиях, если в д-ре прямо не предусм. иное (п.4 ст.30 ЗоАП).
Условия АД:
Как любой Г-П д-р, АД подчинен общим положениям ГК о д-ре (ст.420-453 ГК РФ). Существенные условия АД (помимо тех, что изложены в абз.2 п.1 ст.432 ГК: о предмете, иные условия, названные в законе или иных НПА как необходимые для д-в данного вида, а также все иные условия, предлагаемые для согласования другой стороной) – абз.1 п.1 ст.31 ЗоАП:
А) способы использования пр-ия – конкретные права (н-р, право воспр-ть и распространять лит. пр-ия). Все права на использование пр-ия, прямо не переданные по АД, считаются непереданными.
Права могут дробиться, что приводит к увеличению числа потенциальных П-лей.
Ограниченность АП – автор предоставляет права на использование в меньшем объеме, чем они принадлежат ему, а каждый последующий лицензиат может и далее ограничить предоставляемые права.
На возможность использования пр-ия влияет:
а) зак-во о конкуренции – п.2 ст.2 З-РФ «О конкуренции и ограничении МД на товарных рынках» – закон применяется к отношениям, регулируемым АП, в случаях, когда соглашение направлено на ограничение конкуренции.
б) установление в д-ре предельного срока, в течение которого должно начаться использование – если автор получает % отчисления от прибыли, то длительное неиспользование пр-ия может поставить начинающего автора в тяжелое положение.
Б) срок и территория, на которые передается право – при отсутствии в АД таких условий применяются диспозитивные нормы абз.2 и 3 п.1 ст.31 ЗоАП:
- если в АД не указан срок, то АД может быть расторгнут автором лишь по истечении 5 лет и если П-ль будет письменно уведомлен об этом за 6 месяцев до расторжения д-ра.
- при отсутствии в д-ре указания на территорию, на которую передается право, его действие ограничивается территорией РФ.
В) размер вознаграждения и (или) порядок его определения за каждый способ использования; порядок и сроки выплаты вознаграждения – в виде % от дохода за соотв. способ использования пр-ия (продажа книги, прокат конифильма) или, в виде зафиксированной (паушальной) суммы, либо иным способом (п.3 ст.31 ЗоАП). При установлении вознаграждения в форме паушальной суммы в АД должен быть установлен максимальный тираж пр-ия. Превышение тиража рассм. как последующее издание или иное воспр-ие пр-ия, что влечет необх. заключить новый АД
Форма АД: письменная, исключение – АД об использовании пр-ия в периодической печати (п.1 ст.32). Несоблюдение формы д-ра лишает стороны права в случае спора ссылаться на свидетельские показания, но не препятствует им приводить письменные и другие доказательства (п.1 ст.162 ГК). Н-р, протоколы переговоров о заключении д-ра, платежные ведомости о выплате авторского гонорара, переписка с правообладателем по поводу получения экземпляра его пр-ия.
Спец. порядок оформления д-ра допускается п.2 ст.32 ЗоАП для продажи экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставления массовым пользователям доступа к ним. П.3 ст.14 З-РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» – путем изложения типовых условий д-ра на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных, т.н. «оберточные лицензии». Их условия печатаются на упаковке мат. носителя программного продукта. П-ля предупреждают, что, вскрыв упаковку, он вступает в договорные отношения с правообладателем на изложенных на упаковке условиях. Одним из условий является обязательство пользователя не воспр-ть и не распространять программный продукт без согласия правообладателя, но проконролировать это невозможно.
3) АД заказа(п.1 ст.33 ЗоАП) – автор обязуется создать пр-ие (написать пьесу, сценарий кинофильма, учебное пособие, нарисовать портрет) в соотв. с условиями д-ра и передать его заказчику. Этот д-р является исключением из правила п.5 ст.31 ЗоАП, согласно которому предметом АД не могут быть права на использование пр-ия, которые автор может создать в будущем. Это единственное исключение, т.к. во многих других случаях исключит. Права, хотя ими и пользуются другие лица (работодатели), изначально (по п.2 ст.14 ЗоАП) принадлежат работодателям – права на будущие пр-ия, которые создадут лица, состоящие с ним в трудовых отношениях.
По д-ру литерат. Заказа автор обычно подготавливает и согласовывает с заказчиком творческую заявку (краткое описание содержания будущего пр-ия). Специфика АДЗ: подробное описание вида, жанра, формы, объема, структуры и других свойств заказываемого пр-ия, порядок и способы будущего использования заказчиком как пр-ия в целом, так и его самост. частей.
Основное право заказчика – право на использование пр-ия, в т.ч. его воспр-ие, распространение, импорт, перевод, иную переделку. Главное право автора – вознаграждение, причем согласно п.2 ст.33 ЗоАП – ему выплачивается аванс в порядке, размере и сроки, согласованные сторонами.
АДЗ имеет целью не просто абстрактное создание пр-ия, а передачу соотв. прав заказчику. У заказчика будет возможность попытаться в суде доказать, что д-р имел в виду передачу ему права использования. Однако до момента сдачи пр-ия нельзя говорить о к-л правах заказчика на пр-ие. Контрагент в этом д-ре не обладает правом на побуждение к исполнению основных обязанностей. Этим АДЗ отличается от отношений по созданию служебных пр-ий, где переход прав на пр-ие к работодателю осущ. автоматически.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 810;