Сущность и природа ценностей
Чтобы ответить на вопрос о сущности ценностей, необходимо проследить их связи с потребностями и интересами человека как в практической деятельности, так и в процессе познания.
Все дело в том, что в любой сфере человек начинает проявлять активность лишь в том случае, если у него возникает та или иная потребность. Потребность – это нуждаемость субъекта (индивида, социальной общности, общества, человечест- ва) в тех или иных вещах, необходимых ему для сохранения и развития себя как системы. Но человек не всегда осознает то, что является его насущной потребностью. Ведь нередки случаи, когда хочется чего-то, а чего – не ясно. Осознанная потребность превращается в интерес.
Именно потребности и интересы и заставляют человека действовать в том или ином направлении. То же, что служит средством удовлетворения потребностей и интересов и составляет для человека ценность. Т.е. ценность имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Скажем, когда мы ставим перед собой вопрос о смысле жизни, речь идет о внутренней ценности. Когда же решаются вопросы о том, что призвано извне удовлетворять наши потребности и интересы, речь идет о внешних ценностях. Во внешних ценностях фиксируются свойства предметов или явлений действительности. Однако эти свойства не присущи этим предметам от природы. Они не связаны с внутренней структурой объекта. Предмет становится ценностью только тогда, когда вовлекается в сферу общественного бытия человека, а потому становится носителем определенных социальных отношений. Как внутренние, так и внешние ценности имеют под собой объективное основание, хотя по форме и выглядят субъективными, ибо мы сами их выбираем в качестве цели своей деятельности. Внутренние ценности связаны с функционированием общественного сознания. Они выражают человеческие интересы в идеальной форме. К ним относятся понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, совести и бессовестности, чести и бесчестия, а также идеалы, моральные нормативы и принципы.
Поэтому под ценностями можно понимать такие внутренние формы духовной жизни, которые в рамках определенной культуры для данного субъекта являются конечными основаниями для выбора им цели и средств деятельности. Именно так понимает сущность ценностей петербургский философ В. А. Сагатовский в работе «Философия развивающейся гармонии». В зависимости от того, на какие ценности направлена активность человека, находится система его ценностных ориентаций, а от этих последних во многом зависит и его культура, которая по своей сути и является процессом и результатом создания базовых ценностей субъекта. Каковы эти ценности, такова и культура индивида, социальной группы, общества или даже человечества. Для одних людей главными выступают материальные ценности, для других – духовные. Важно найти наиболее оптимальный вариант их соотношения, без чего невозможно обеспечить гармоничное развитие личности.
Мотивы поведения человека могут быть различными: от личной материальной выгоды (что является весьма частым в наши дни) до стремления самореализоваться, раскрыть имеющиеся природные способности и задатки без какого-либо расчета на материальное вознаграждения. История знает немало примеров, когда изобретатели, создатели чего-либо действительно ценного и нужного людям так и остаются неизвестными до наших дней. Мы просто пользуемся этими вещами, ничего не зная о создателях этих вещей, об условиях их жизни, об их судьбе.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 711;