Часто поэтому ее и трактуют как учение о всеобщих законах и принципах бытия природы, общества, познания и мышления.
Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщённую картину мира и места человека в нём. Она является теоретическим ядром мировоззрения.
Философию нередко представляют как некое абстрактное (т.е. непосредственно не помогающее нам решить какую-либо узкую практическую задачу) знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далёкого от истины, чем это представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия даёт изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Изучение философии – это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа рационального мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.
Не лишне будет вспомнить слова одного из выдающихся просветителей Мишеля Монтеня, который применительно к своему времени и своему тогдашнему времени писал:
«Глубоко ошибаются те, кто изображает ее (мудрость) с нахмуренным челом, с большими косматыми бровями, внушающей страх. Кто напялил на нее эту лживую маску, такую тусклую и отвратительную? На деле же не сыскать ничего другого столь милого, доброго, радостного, чуть было не сказал – шаловливого. Философия призывает только к празднествам и веселью. Если пред вами нечто печальное и унылое – значит, философии тут нет и в помине». И далее: «Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело… Отличительный признак мудрости – это неизменно радостное восприятие жизни».[1]
Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определённым законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворён Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое – случайности?
Ещё в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек знать о своём предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить её от заблуждения?
Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести чёткую разграничивающую линию между добром и злом? Откуда берётся зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия?»
Можно было бы назвать много наиболее серьёзных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым даёт определённое решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Ещё задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому, более правильно было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. У философии свой, специфический подход к решению таких проблем. В первую очередь необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение?
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 519;