Классификации жанров.
Бахтин определяет речевой жанр как относительно устойчивое высказывание, выработанное определенной сферой использования языка.Определяющим признаком речевого жанра по Бахтину является его диалогичность, так как жанр речи – это не просто отдельное высказывание, существующее лишь как абстрактное понятие, а необходимый элемент в структуре целостного диалога. Наряду с диалогичностью он приводит и другие признаки речевого жанра: целеполагание, завершенность, связь с определенной сферой общения. В соответствии с тем, какое направление представляют последователи теории Бахтина, следует разделить генрестическое, прагматическое и определение, предлагаемое коммуникативной генристикой. В лингвистическом направлении изучении теории речевых жанров (генристика) предлагается рассматривать речевой жанр как «элемент классификационной системы, в которой жанры распределены обычно исходя из одного ведущего признака (как правило, это целевой компонент). Жанр рассматривается скорее как монологическая структура. Речевой жанр – это особая модель высказывания». Такие исследователи как Бурлина, Кожина, Федосюк рассматривают речевой жанр как феномен речевой действительности, модель сознания. С точки зрения синтактики, речевой жанр определяется как «системно-структурный феномен, представляющий собой сложную совокупность многих речевых актов, выбранных и соединенных по соображениям некой особой целесообразности и относящейся к действительности не непосредственно, а через РЖ в целом» С точки зрения прагматического направления, дается несколько иное определение понятию жанр речи - «вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей». При этом большое внимание уделяется взаимодействию адресата и адресанта и коммуникативным смыслам, осознанно передаваемым участниками общения. Выделение третьего направления коммуникативной генристики позволяет рассматривать речевой жанр как переходный элемент между языком и речью. Так речевые жанры, «представляя собой, коммуникативные аттракторы накладывают ограничения на интерпретацию речевых высказываний, тем самым делая интерпретацию более стандартной и снижая степень неопределенности коммуникации». Классификация речевых жанров М.М. Бахтин подразделяет речевые жанры на: устные; письменные; первичные (простые);
• вторичные (сложные): романы, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические жанры и т.п. Они возникают в условиях «более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения. Вторичные жанры способны объединять в себя различные первичные жанры в процессе своего формирования. В типологии, предложенной Н.Д. Арутюновой выделяются: информативный диалог; перспективный диалог; обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины (спор, дискуссия); диалог, имеющий целью установление или регулирование межличностных отношений; празноречевые жанры; Данная классификация основана на иллокутивном критерии. В соответствии с классификацией, предложенной К.В. Кожевниковой, с жанрово-коммуникативной точки зрения, речевые жанры подразделяются на три класса: тексты, содержание которых строится по жестким информативным моделям. К ним можно отнести такие жанры, как афишу, инструкцию, рецепт. тексты, содержание которых строится по информативным узуальным моделям. Например, газетное сообщение, рецензия. тексты не регламентированные, содержание которых не подлежит никакой строгой заданности с жанрово- коммуникативной точки зрения (частная переписка, записка). Т.В. Шмелева в работе «Модель речевых жанров» выделяет четыре класса речевых жанров: • оценочные – изменяют самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и др. • информативные - цель – различные операции с информацией. перформативные – формируют события социальной действительности: поздравления, приветствия, извинения, благодарности и т.д. императивные – содействуют осуществлению/неосуществлению каких-либо событий (просьба, совет, требование…) Вежбицка А. в работе «Речевые жанры» отмечает, что для определения речевого жанра необходимо сначала «выделить основную коммуникативную цель каждого жанра» [Вежбицка 2007: 68-80]. Однако она не классифицирует жанры речи, а лишь приводит их список, при этом, не разграничивая устные и письменные: автобиографии, разговор, спор, мемуары, поздравления и др. На данный момент нет сложившейся единой классификации речевых жанров, проблема остается нерешенной, однако, большинство исследователей сходятся во мнении, что классифицировать жанры речи необходимо, основываясь на иллокутивном критерии, степени выражения коммуникативной цели в ходе произнесения некоторого высказывания.
Список литературы:
1. Азарова, Е.В. Русский язык: Учеб. пособие / Е.В. Азарова, М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 80 с.
2. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие / И.Б. Голуб. – М. : Логос, 2002. – 432 с.
3. Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2005. – 549с.
4. Никонова, М.Н. Русский язык и культура речи: Учеб пособие для студентов-нефилологов / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. – 80 с.
5. Русский язык и культура речи: Учеб. / под редакцией проф. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2008. – 408с.
6. Русский язык и культура речи: Учебник для технических вузов / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М. : Высшее образование, 2008. – 356 с.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1219;