Структура методов активизации творческого мышления

Один из инструментов реализации методов имитационных игр — процедура активизации творческого мышления участников группового взаимодействия в процессе решения задач.

Структура методов получения решений задач представлена на рис. 12.1, из которого следует, что эвристические методы занимают важное место наряду с методами анализа и синтеза и основаны на озарении участников процесса и реализации закона синергии систем.

Метод
Эвристический
Рациональный
Эффект синергии
Эффект озарения
Синтез
Анализ

 

 


Рис. 12.1. Структура методов получения новых знаний

Как отмечает Г.М. Андреева, доктор экономических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ, в многочисленных экспериментах установлены наиболее типичные условия применения эвристик:

1) дефицит времени для обдумывания ситуации;

2) перегруженность информацией, затрудняющая возможность ее обработки;

3) относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем;

4) просто недостаточность информации для осмысленного вывода;

5) непроизвольность быстрого решения.

Созидание нового представляет собой творческий процесс. Творческие способности - креативность - можно оценить с помощью восьми выделенных критериев.

1. Умение увидеть проблему.

2. Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.

3. Гибкость как умение понять новую точку зрения, а также отказаться от усвоенной точки зрения.

4. Оригинальность, отход от шаблона.

5. Способность к перегруппировке идей и связей.

6. Способность к абстрагированию или анализу.

7. Способность к конкретизации или синтезу.

8. Ощущение стройности организации идей.

Общие мыслительные процессы для всех видов творчества - комбинирование и аналогизирование наряду с такими приемами, как выявление новых связей и перенос функции одного объекта на другой. Психологами установлено, что раскрепощенное воображение управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций.

Первопричина и основа творческого мышления - работа нашего мозга, уникальность которого заключается в том, что он развивается только в процессе своей эксплуатации.

Перечень основных методов влияния на творчество клиента выглядит следующим образом.

1. Эмоциональность - метод объединения лево- и правосторонних мозговых процессов для тех, у кого преобладает левостороннее мышление. Эмоции содействуют регистрации информации в правом полушарии. Обработанная полушариями мозга информация запоминается надежнее. Ориентация на чувства обучаемого содействует правомозговой обработке информации. Профессиональная или поведенческая компетентность играет все более важную роль в карьере менеджера и его работе с людьми. К числу успешных инструментов развития творческих мозговых процессов психологи также относят другие методы взаимодействия полушарий.

2. Визуализация - воображение, видение, например, будущего изделия, конечного результата творческой работы или проблемы и путей ее преодоления. Кто визуально представляет желаемый результат, тот с большей вероятностью достигает поставленной цели. Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации. Видение - это правомозговая функция и одновременно метод развития стратегической компетентности. Графики, диаграммы, схемы, рисунки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления.

3. Аналогии - это сравнения из различных дисциплин. Этот метод мотивирует интуицию и синтезирует мышление, развивая системную аналитику.

4. Метафора - этот метод мотивации творчества основан на соединении двух различных вещей или дел по общему принципу, например, электричество связывается с направленным движением заряженных частиц или еще проще - с водой, текущей по трубам, времени приписываются качества человека - суровые годы, счастливые дни, смутные времена. Метафоры содействуют игре с понятиями. Метафорическое мышление - это творческий процесс, протекающий на основе сравнений между проблемами в различных областях науки и практики, чтобы содействовать поиску решения. Сравнение проблем бизнеса и биологии приводит к понятиям, например, выживания, адаптации к внешней среде, санациям.

5. Юмор - активно объединяет рациональные процессы левого полушария и креативность правого. Во время смеха мозг вырабатывает естественный гормон эндорфин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойствами и содействующий развитию чувства благополучия.

Структурная схема экспертных методов выработки решений приведена на рис. 12.2.

Индивидуальные методы условно можно разделить на четыре группы:

а) ассоциативные, так или иначе использующие понятие «ассоциативность», к ним относятся методы аналогии и стимулирования случайностью;

б) «геометрические» методы:

§ промежуточной вспомогательной точки;

§ дробления и восстановления на новой основе;

§ равноудаленной точки;

§ разворота;

§ вращения внимания (матричных структур);

§ включения (суперпозиции);

§ асимметрии;

в) динамические методы:

§ максимального числа степеней свободы;

§ непрерывности полезного действия;

§ проскока;

§ периодического действия;

г) параметрические методы:

§ ослабления условий (релаксации);

§ замены.

Из числа коллективных методов рассмотрим следующую совокупность:

§ метод «мозговой атаки» и свернутой «мозговой атаки»;

Эвристические методы
Индивидуальные
Коллективные
Ассоциативные
Геометрические
Динамические
Параметрические
«Мозговой атаки» (последовательный поиск нетривиального решения, в котором запрещена критика идей)  
Гордона (предварительный «разогрев» экспертов на общей проблеме с последующей конкретизацией проблемы и поиском ее решения
«Метра» (сочетание «мозгового штурма», синектики, морфологических таблиц и ассоциаций)
Дельфи (анонимное согласование индивидуальных мнений, проводимое в несколько туров)
Контрольных вопросов (генерация идей экспертов наполняется списком наводящих вопросов)  
Комиссий (целевые обсуждения, регулярная выработка согласованных мнений на собраниях)
Морфологического анализа (построение матрицы, в строках которой – функциональные части объекта, а в столбцах – морфологические признаки)
Ассоциаций (генерирование альтернатив на основе семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков)
Суда (обсуждение альтернатив: сторонниками, противниками и «судьями»
Сценариев (определение тенденций возможного развития: выдвижение гипотез)
Синектики (генерирование альтернатив путем ассоциативного мышления и поиска аналогов)

 

 


Рис. 12.2. Структура экспертных методов выработки решений

 

§ морфологического анализа;

§ ассоциаций;

§ сценариев;

§ суда;

§ синектики;

§ метод Гордона;

§ метод контрольных вопросов;

§ интегральный метод «Метра»;

§ метод целевых обсуждений (комиссий).

 

Метод «мозговой атаки»

Метод «мозгового штурма» Brainstorming предложил в 1938 г. американский специалист А. Осборн; базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности и основан на том, что творческая активность каждого человека зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические и коммуникативные, социальные и педагогические.

Главная функция «мозгового штурма» - обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуждения участниками, а успех проведения штурма зависит от соблюдения двух главных принципов:

§ группа может производить при совместной работе идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей, за счет синергического эффекта;

§ если группа находится в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления, господствующий в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей.

Суть метода: каждому участнику группы предоставляется право высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности. Чем больше разных предложений, тем лучше. Руководит атакой ведущий. С информацией о характере проблемы участники групповой работы знакомятся заранее. Все предложения выслушиваются без критики и оценки (за этим следит ведущий), а их анализ проводится централизованно после завершения процесса высказывания идей на основе записей, производимых секретариатом. В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по определенным параметрам (критериям), а также по их результативности в части решения Осуждаемой проблемы.

Этап

 


Формулирование цели
Постановка задачи

Определение цели

Коррекция задачи

 

Подготовка
Подбор участников
Группа генераторов

Группа аналитиков

Группа генераторов контридей

Решение организационных вопросов

 


Подготовка помещения, техники, доски

Распределение ролей среди участников

 

 


Представление участников

Регламент
Постановка задач ведущим

Ответы на вопросы

Генерирование идей

Анализ идей

Генерирование идей
Сопоставление отредактированного списка идей

 

 

1. Отсутствие всякой критики

2. Поощрение предлагаемых идей

3. Равноправие участников

4.

Правила
Свобода ассоциаций и творческого воображения

5. Творческая атмосфера

6. Обязательная фиксация идей

7. Ограниченное время

 

Диагностика


Диагностика ситуации

Глубинный анализ проблемы

 

 

Классификация
Изучение признаков, по которым можно объединить идеи, составление перечня групп идей

 

Оценка реализуемости
Анализ и оценка идей


Всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей

Выбор оригинальных

 


Определение оптимальной идеи

 

Список годных

 


Итоговый перечень идей и контридей

 

Рис.12.3. Графическая модель содержания этапов метода «мозгового штурма»

 

Графическая модель содержания этапов «мозгового штурма» Приведена на рис. 12.3.

При подготовке к проведению «мозгового штурма» необходимо определить место его проведения и участников. Лучшее место - «круглый стол», за которым все участники могли бы чувствовать себя равноправными коллегами. Штурм можно проводить при любом количестве участников, но наиболее удачный состав группы - от 4 до 12 человек. При этом для решения определенной проблемы надо приглашать как специалистов, так и неспециалистов: практика показывает, что наиболее ценные идеи чаще всего принадлежат людям, которые не являются специалистами в заданной области, но косвенно связаны с решаемой проблемой.

«Мозговой штурм» наоборот, или «свернутая мозговая атака», как метод во многом напоминает обычную «мозговую атаку», но при этом участникам не только разрешается, но и предлагается высказывать критические замечания по сформулированным идеям. Основные сложности здесь связаны с необходимостью корректного отношения участников друг к другу в ходе дискуссии. Обычно в ходе реализации этого метода участники должны стараться не только найти как можно больше слабых мест в каждой идее, но и предложить пути их устранения. Анализ сущности метода «мозгового штурма» приводит к двум противоречиям.

С одной стороны, чтобы развивать идею на этапе генерирования, ее необходимо критиковать, а критика правилами проведения штурма запрещена. С другой - чтобы направлять ход решения в одну сторону, необходимо им управлять, а суть метода заключается в хаотическом генерировании идей.

Этот метод используется обычно при дефиците времени, отпущенного на решение проблемы. По сути, это ускоренная или «свернутая мозговая атака».

 

Метод «синектики»

Отмеченные противоречия частично устраняются в методе «синектики», где штурм ведется постоянной группой со специально подобранным составом. Факторы реализации метода синектики приведены на рис. 12.4.

Автор «синектики» У. Гордон в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры в стремлении превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного - в явный, из стихийного - в сознательно управляемый. Цель аналогий - поменять привычное представление о хорошо известных вещах, взглянуть по-новому на «Наследство из замороженных слов» и способов понимания. Для активизации мышления и управления им Гордон применил четыре вида аналогий:

§ прямая аналогия предлагает рассмотрение методов, применяемых в других отраслях теории и практики, - как там решаются аналогичные задачи;

§ личная аналогия, или эмпатия, предлагает «вжиться» в образ рассматриваемого объекта, ощутить его состояние и на основе собственных ощущений найти и предложить оптимальный вариант решения;

§ символическая аналогия - нахождение краткого символического описания задачи или объекта, обычно в форме сочетания прилагательного с существительным, которые в форме парадокса

§ характеризуют сущность объекта (например, головка молотка, дерево решений, подавить сопротивление и т.п.);

§ фантастическая аналогия предлагает поискать решения в фантастической литературе, а также изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд.

Аналогии для озарения - прямые (например, аналогии с биологическими системами) - личные (отождествление себя с объектом исследования

 

 

Аналогии для озарения - символические (поэтические метафоры и сравнения) - фантастические (формирование образа не существующего, ножелаемого
Метод «мозговой атаки»
Этапы ссесии синекторов 1. Целеполагание 2. Дискуссия 3. Анализ и отбор идей 4. Подведение итогов
Трудности - целесообразно выполнять вслед за «мозговым штурмом» - в состав группы должны входить представители творческих профессий - требование максимальной психологической комфортности - необходимость специального психологического образования для ведущего

 

 


Рис. 12.4. Факторы реализации метода «синектики»

Метод синектики предназначен для генерирования альтернатив путем ассоциативного мышления, поиска аналогий поставленной задаче и заключается в следующем.

1. Формируется группа из пяти-семи человек, имеющих гибкое мышление, опыт, психологическую совместимость, общительность и подвижность.

2. Вырабатываются навыки совместной групповой работы.

3. Перебираются не только известные подобные решения, но и все возможные и невозможные (фантастические) решения.

4. Запрещается обсуждать достоинства и недостатки членов группы.

5. Разрешается каждому прекратить работу в любой момент без объяснений причин.

6. Роль ведущего периодически переходит к другим членам группы.

В отличие от «мозгового штурма» здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа - сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого - сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме).

Последовательность решения проблемы:

1) проблема, как она задана, - формулировка проблемы;

2) очищение от очевидных решений - дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем сочетание существующих решений (этот этап напоминает «мозговой штурм»);

3) превращение необычного - в привычное, поиск аналогий, позволяющих выразить «заданную проблему» в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту работы (в попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок предложений допускается игнорирование физических законов и соглашений);

4) проблема, как она понята, - определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы;

5) наводящие вопросы - председательствующий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогий. Каждый член группы в свободной манере проигрывает наводящий вопрос. Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблема, как она понята». Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и апробировать грубые прототипы устройства.

 

 








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1433;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.