Общественно-политические движения пореформенной России.
Начало формирования политических партий.
Консерваторы. Либеральное движение.
В начале царствования Александра II происходит формирование русского либерального движения. Лидеры западников Кавелин и Чичерин опубликовали за границей программные документы русского либерализма. Были выдвинуты следующие требования:
. свобода совести;
. свобода от крепостнического состояния;
. свобода общественного мнения;
. свобода книгопечатания, преподавания;
. гласность суда.
Но при этом не был выдвинут главный либеральный принцип — введение конституции. Русские либералы полагали, что введение конституции в этот период останется либо на бумаге, либо усилит позиции аристократов- дворян. Будучи сторонниками конституционной монархии, они считали, что народ надо готовить к принятию конституции, а до этого следует проводить местные реформы, развивать хозяйство, поднимать культурный уровень народа. Большую роль в пропаганде либеральных идей играли журналы «Русский вестник» (редактор М. Н. Катков) и «Русская беседа» (редактор А. И. Колешев). На их страницах активно обсуждались вопросы о необходимости отмены крепостного права, наделения крестьян землей, предоставления свободы совести, слова, значении русской самобытности в разных сферах жизни. Однако в начале 60-х годов в либеральном движении начались разногласия, появились сторонники радикальных требований.
Центром левых либералов стала Тверская губерния. В 1862 г. тверское дворянство направило Александру II послание, в котором объявляло, что оно отказывается от своих сословных привилегий. Кавелин и Чичерин отрицательно отнеслись к инициативе тверских дворян. Разногласия между либералами еще более усилились, когда Катков поддержал правительство в подавлении Польского восстания 1861 —1863 г Либеральное движение пошло на спад. В свою очередь, консерваторы стремились оградить императора от влияния либералов и провести реформы в интересах дворянства. Их деятельность имела успех: из правительств удалили реформаторов, в частности, был отставлен от должности Милютин. Александр II полагал, что это приведет к примирению разных направлений. Лидер консерваторов — шеф жандармов граф Шувалов, будучи ближайшим советником императора и оказывая на него сильное влияние, стал фактическим диктатором.
Идеологом консервативного курса стал бывший либерал, редактор газеты «Московские ведомости» Катков. Он резко критиковал Герцена, обвиняя его в том, что тот из Лондона толкает «юношей-фанатиков» на каторгу.
Катков отрицательно относился к реформам, которые, по его мнению, «развратили общество, превратили интеллигенцию в стадо без мыслителей».
Политическим лозунгом консерватизма была стабильность, но не возврат назад. Однако русские консерваторы отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные феодальные привилегии. Консерваторы и либералы не имели широкой социальной поддержки.
А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский. «Земля и воля» в 60-х годах.
В начале 60-х годов в России начался рост революционного движения.
Недовольство крестьян реформой 1861 г. оказало влияние на революционную демократию. Идейными вождями революционного движения были Герцен и Чернышевский. В Лондоне Герцен продолжал издавать газету «Колокол». Но после призыва оказать помощь польским повстанцам популярность «Колокола» начала падать, и в 1867 г. он был закрыт. Герцен не смог удержать от раскола общественное движение: либералы и радикальные демократы в конце 60-х годов окончательно разошлись. В первой половине 60-х годов радикально-демократическое движение возглавили Чернышевский и Серно-Соловьевич.
Летом 1861 г. стали распространяться подпольные листки, в которых авторы требовали передать крестьянам всю землю, ввести конституцию, свободу печати и прямо призывали крестьян и разночинскую молодежь к активным действиям. Чернышевский подверг резкой критике реформу 1861 г.
Полиция начала репрессии. По доносу был арестован Чернышевский. Его обвинили в составлении опубликованной в 1862 г. прокламации «Барским крестьянам от их благожелателей поклон», в которой крестьянам в доступной форме разъяснялся грабительский характер реформы 1861 г. В прокламации давался также совет готовиться к выступлению. И хотя авторство Чернышевского не было доказано, его приговорили к 14 годам каторги. Был арестован и Серно-Соловьевич. Два года они провели в Петропавловской крепости; здесь Чернышевский написал знаменитый роман «Что делать?», в котором изложил свои взгляды на будущее социалистическое общество. В 1864 г. над ним совершили акт «гражданской казни» и отправили в Сибирь на каторгу. Лишь через 20 лет, в 1883 г., он был освобожден. Серно-Соловьевич погиб по пути в Сибирь. Все это усилило радикальные настроения среди молодежи. Еще в 1861 г. демократы создали нелегальную организацию «Земля и воля» во главе с Серно-Соловьевичем, которую после его ареста возглавил Утин. В организацию входили студенты-разночинцы, мелкие чиновники, младшие офицеры, мещане, разорившиеся дворяне. Их программа включала требования: созыв народного собрания, установление демократической республики, равноправие женщин, передача крестьянам всей земли. Они распространяли революционную литературу, оказывали материальную помощь заключенным и ссыльным. Но в 1863 г., когда они готовили крестьянское восстание, начались аресты. Утин эмигрировал, и Петербургское отделение организации было распущено.
Московское отделение возглавили студенты университета Ишутин и Каракозов. Они готовили крестьянскую социалистическую революцию, хотели устроить побег Чернышевского. 4 апреля 1866 г. Каракозов по своей инициативе стрелял у Летнего сада в императора, но пуля пролетела мимо.
После покушения потрясенный Александр II сделал резкий поворот в сторону открытой реакции. Из правительства были удалены либеральные министры, начались аресты. Министром народного просвещения стал реакционер Толстой, который поставил под контроль полицию, гимназии и университеты. Все ишутинцы были отправлены на каторгу, а Каракозов казнен. Выступления молодежи принимали все более экстремистский характер.
Возникновение народничества. III течения в народничестве.
В конце 50 — начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека — нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеалы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу, отрицая официальную идеологию, устои общества. В 1861 г. правительство ввело плату за обучение в университете, произошли студенческие волнения, многие студенты были исключены. Тысячи «изгнанников» шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Они становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг народу». Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении, оно имело свою идеологию.
Народники
защищали интересы крестьян;
отрицательно относились к буржуазному строю;
верили в социалистическую утопию;
надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капитализм; они считали, что «община — зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе — социалист»;
не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения;
рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль;
не придавали особого значения борьбе за конституцию гражданские свободы;
полагали, что самодержавие не имеет прочной социально основы и поэтому свергнуть его будет легко.
В своем развитии народничество прошло два этапа:
первый — 70-е — начало 80-х годов — революционное народничество;
второй — 80—90-е годы — либеральное народничество.
В революционном народничестве было три течения и три главных идеолога:
пропагандистское направление — идеолог Лавров. Он считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти к социализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община, которую он рассматривал как ячейку социализма. Он выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. При этом он считал, что не только крестьяне, но и сама интеллигенция еще не готовы к революции. По его мнению, нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интеллигенция должна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднять крестьян на восстание;
бунтарское, или анархическое, направление — идеолог Бакунин. Резко критиковал марксизм, отрицательно относился к диктатуре пролетариата. Он считал, что государство — это высшее зло, оно угнетает человека и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию общества «снизу вверх» — союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. В результате, но мнению Бакунина, установятся социализм, равенство, упразднится брак, дети будут воспитываться обществом в духе атеизма. В конце 60-х годов Бакунин познакомился со студентом Нечаевым, который основал в Москве нелегальный кружок «Народная расправа», и попал под его влияние. Нечаев проповедовал, что революционер — это «обреченный человек, у него одна страсть — революция», что для достижения своих целей он должен использовать любые средства, даже самые аморальные. Он создал подпольную организацию со строгой конспирацией и жесткой дисциплиной. Студента Иванова, которого Нечаев заподозрил в предательстве, он приказал убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за границу, но в 1872 г. был выдан русским властям. Начался показательный судебный процесс, более 30 человек было приговорено к тюремному заключению. Бакунин порвал с Нечаевым, который в 1882 г. умер в Петропавловской крепости.
заговорщическое направление — идеолог Ткачёв. Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут социалистические преобразования, установят равенств братство. В конце 70-х годов идеи Ткачёва стали одерживать верх в народническом движении.
Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х годов. В зарождении народничества большую роль сыграл нелегальный студенческий кружок Н. В. Чайковского («чайковцы»). Его участники готовили пропагандистов из интеллигенции рабочих для работы «в народе».
Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в котором приняло участие свыше 2 тысяч человек из Москвы, Петербурга, Самары, Ростова. Они направились прежде всего в Среднее Поволжье, которое в 1873—1874 гг. охватил тяжёлый голод, и полагали, что это обстоятельство поможет поднять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками, грузчиками, коробейниками, ходили по деревням, беседовали с крестьянами о революции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя. Народники в 1876 г. создали тайную революционную организацию со старым названием Земля и Воля». В нее вошли братья Михайловы, Плеханов позднее Перовская, Фигнер (всего 150 человек).
Это была четко построенная организация, отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Программа землевольцев включала: подготовку народной революции, работу среди крестьян, передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собраний, вероисповедания, создание земледельческих и промышленных ассоциаций. В 1877 г. началось второе хождение в народ. Во многих губерниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учителями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха — народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было разгромлено.
Раскол «Земли и воли». «Черный передел» и «Народная воля».
В конце 70-х годов в стране было неспокойно: волновались студенты, либералы требовали конституции, продолжались процессы над народниками.
Неудача революционной пропаганды среди крестьян, репрессии властей толкнули часть народников к террористической деятельности. В начале 1878 г. член организации «Земля и воля» Вера Засулич тяжело ранила петербургского градоначальника Трепова. В апреле 1879 г. народник Соловьев совершил очередное неудачное покушение на царя. «Земля и воля» превращалась в террористическую организацию. Среди землевольцев начались разногласия по вопросу о методах борьбы. Окончательный раскол произошел в 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации:
«Черный передел» и «Народная воля». Члены «Черного передела» считали главным пропаганду среди крестьян, подготовку революции. Тактикой «народовольцев», помимо методов революционной пропаганды, было запугивание правительства путем индивидуального террора, подготовка восстания. Народовольцы считали, что достаточно свергнуть самодержавие и произойдет социальный переворот. Надо захватить власть путем заговора меньшинства. Организация «Черный передел», возглавляемая П. Г. Плехановым, отказалась от тактики индивидуального террора, ставя поначалу своей задачей пропаганду среди крестьян. Позже члены организации пришли к выводу о необходимости пропаганды среди рабочих и признанию политической борьбы. В 1882 г. организация распалась на несколько кружков и перестала существовать.
Социально-демократическое движение. Основатель русской социал- демократии – Плеханов. В 1883 г. в Женеве создаётся «Группа освобождения труда». Основные сферы её деятельности:
. перевод на русский и распространение в России работ Маркса и Энгельса;
. идейная борьба с народничеством;
. анализ развития России с точки зрения марксизма.
Распространение марксизма началось в России в 80-е годы.
Существовало множество кружков, среди них: кружок Благоева, Бруснёва, Федосеева и т.д. В 90-е годы появляется идейная борьба между народничеством и марксизмом. В марксизме возникает «легальный марксизм» (под пред. Струве). В 1895 г. в Питере создаётся общегородская организация во главе с Лениным под названием «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 г. в Минске – первый съезд РСДРП.
Окончательное оформление этого движения происходит на II съезде, на нём же происходит и разделение РСДРП на два течения: большевики и меньшевики. В 1901 г. на основе революционных народников формируется партия эссеров (Чернов).
Особенности политических движений в России:
. они возникают гораздо позже, нежели на Западе. Это связано с отсталостью России в социально-экономическом плане;
. в России партии находились на нелегальном или на полулегальном положении (это вело к радикализму действий);
. формирование партий шло от периферии к центру (сначала возникали региональные партии, а потом – общероссийские);
. образование партий шло слева направо (социалисты?либерал демократы?консерваторы). Это привело к господству в обществе социалистических партий и радикальных методов борьбы;
. ни одна из партий не имела опыта управления государством.
ВЫВОД: к концу XIX - началу XX столетия общественно-политические движения в России достигли такой степени зрелости, которая позволила на рубеже веков создать политические партии всех направлений.
Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 997;