Лекция №28 Введение в антропологию.
1) Антропология – наука о человеке
Разделы антропологии
1.Антропогенез
2.Морфология человека
3.Этническая антропология (расоведение)
4.Физиологическая антропология
Антропогенез – раздел антропологии, изучающий процесс возникновения и становление человека, его место в системе животного мира.
Морфология человека – наука, изучающая вопросы индивидуальной изменчивости физического типа человека, возрастные и половые различия и т.д.
Расоведение – дисциплина, изучающая антропологический состав народов земного шара в прошлом и настоящем; формирование рас; историю расселения народов на Земле и др.
Физиологическая антропология – исследует физиологические и биохимические особенности и их вариации у человека (распределение групп крови в популяция, вариации гемоглобина и т.д.)
Методы антропологии:
1.Антропоскопия – описание качественных признаков. Применяется в тех случаях, когда измерительная техника сложна, или еще не сконструирована (например: спина – прямая, сутулая; грудная клетка – плоская, коническая, цилиндрическая). Для описания признаков используют схему или шкалу. Примером схемы может служить составление словесного портрета в судебной медицине или криминалистике; или для описания цвета кожи предложена шкала из 12 оттенков; есть цветовая таблица для описания цвета радужной оболочки глаза.
2.Антропометрия – измерения от определенных участков тела (антропометрических точек). Например, измеряют размеры таза (в акушерстве); рост; длину конечностей; размеры черепа и т.д.На основе антропометрических данных разработаны стандартные размеры одежды, обуви, головных уборов.
В России антропология как самостоятельная наука сформировалась во второй половине 19 века благодаря трудам таких ученых, как К.М. Бэр, Н.Н. Миклухо-Маклай, А.П. Богданов, Д.Н. Анучин.
В 1919 году по инициативе Д.Н. Анучина в Московском университете была организована кафедра антропологии, а в 1922 году - институт антропологии. С 1923 г. кафедру и институт почти 60 лет возглавлял ученик Д.Н. Анучина – В.В. Бунак. В настоящее время базовым учреждением антропологической науки в нашей стране является НИИ и музей антропологии имени Д.Н. Анучина в Москве.
Значительный вклад в развитие антропологии внесли отечественные ученые – Алексеев В.П. Богданов А.П., Зубов А.А., Кочеткова В.И., Рогинский Я.Я., Урысон М.И., Якимов В.П. и др.
Первые идеи естественного происхождении человека возникли на основе материалистического мировоззрения философов античного мира. (Анаксимандр, Эмпедокл, Лукреций Кар).
Римский врач Гален, изучая анатомию обезьян, подчеркивал ее близость к человеческой анатомии.
В средние века сторонники естественного происхождения человека преследовались церковью. Так, в 1619 году был сожжен на костре итальянский философ Лючилио Ванине за то, что осмелился сказать о возможном родстве человека и обезьян. К.Линней в своей классификации животного мира поместил человека в отряд Приматы, класс Млекопитающих.
В XVIII веке русский натуралист Афанасий Каверзнев признает идею происхождения человека от обезьян. В книге "О перерождении животных" (1778 г.) он пишет, что все животные произошли от одного ствола.
Ж.Б. Ламарк в 1809 году в книге "Философия зоологии" изложил свой взгляд. По его мнению, предком человека была древесная порода обезьян, которые пришли к двуногому хождению в результате упражнений и передаче по наследству приобретенных признаков.
Научная разработка вопроса происхождения человека была дана Ч. Дарвином. В 1871 году он публикует работу "Происхождение человека и половой отбор", в которой излагает данные естественных наук, подтверждающих животное происхождение человека.
Особое внимание Ч.Дарвин уделил общности эмоций и способов их выражения у человека и антропоидов (человекообразных обезьян). Он публикует работу "Выражение эмоций у человека и животных", в ней делает два вывода:
1)человек связан с обезьянами чертами элементарной психики
2)среди человеческих рас нет психических различий
Ч. Дарвин считал, что происхождение человека от древних антропоидов связано с естественным и половым отбором.
Значение социальных факторов в становлении современных людей было рассмотрено Ф.Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1871 г.)
Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 905;