Оператор присвоения
Одним из основных операторов является оператор присвоения. Он используется для присвоения значения переменной. При этом значение выражения, расположенного справа от знака присвоения присваивается переменной, индентификатор которой расположен слева от знака присваивания.
Оператор присваивания можно использовать для присваивания значений
переменной любого типа, кроме файлового. Единственным условием является,
чтобы переменная /или функция/ и выражение имели один и тот же тип. Исключение составляет случай, когда переменная имеет тип real, тогда выражение может быть и действительного и целочисленного типа.
Пример :
a := b;
Здесь a – простая или индексная переменная; b – арифметическое или логическое выражение. Выполнение оператора состоит в вычислении выражения, находящегося справа от знака “:=”, и присвоения полученного значения левой части оператора с учетом типа находящейся там переменной. Примеры:
B := a/z;
I := i+1;
angle := angle * p1;
AccessOK := False;
SpherVol := 4 * p1 * R * R;
3.3.2. Ввод – вывод данных
Ввод данных осуществляется бесформатными операторами ввода:
Read (a1,…,an); Readln (a1,…,an);,
где а1,…,аn – список переменных.
Ввод данных осуществляется с клавиатуры, при этом численные данные отделяются друг от друга пробелами, кроме данных символьного и строкового типов.
Ввод значений элементов массива осуществляется как перечислением элементов в списке, так и с использованием операторов цикла, например:
Read (a[1, 1], a[1, 2], a[1, 3],…)
или
for i:=1 to n do
for j:=1 to m do
read (a[i, j]);.
При большой размерности массива ввод данных с клавиатуры становится трудоемкой операцией. В этом случае значения элементов массива удобнее задавать в разделе описания констант.
Пример: ввести значения элементов вектора Х и матрицы А, которые соответственно равны:
4, 5, 10, 8, 0
7, 9, 25, 0, 1
Х = (5, 1.2, 0.1, 7, 8.6) А = 3, 0, 6, 14, 5
0, 0, 0, 99, 12
Значения элементов могут быть определены путем их инициализации:
Const X: array [1..5] of real = (5.0, 1.2, 0.1, 7.0, 8.6);
A: array [1..4, 1..5] of integer = ((4, 5, 10, 8, 0),
(7, 9, 25, 0, 1),
(3, 0, 6, 14, 5),
(0, 0, 0, 99, 12));.
Вывод данных на дисплей осуществляется операторами write и writeln, например:
write (‘x=’, x:3, ‘ y=’, y:8:3);
На экран дисплея выводятся: значения переменной целого типа X, для которой выделяется 3 позиции, переменной Y вещественного типа, занимает 8 позиций. При атом под дробную часть переменной Y отводится 3 позиции; у переменной Х выводится только целая часть. Перед числовыми значениями переменных выводятся поясняющие их информации, состоящие из имен переменных.
Таким образом, как следует из примера, формат вывода переменных целого типа имеет вид :а, переменных вещественного типа :а:р, где а - общее количество позиций, отводимых под число, из них р - позиций отводится под дробную часть. В общее количество позиций а включаются позиции для знака числа и десятичное точки. Разделителями в формате является символ ":". Если в операторе вывода формат не указан, то вывод будет осуществляться в нормализованной форме представления вещественного числа. Выводимый текст поясняющей информации заключается в апострофы.
При использовании оператора write переход на следующую строку произойдет только в случае заполнения текущей строки. Если требуется организовать переход от неполной текущей строки к началу следующей строки, используют оператор writeln. Например, при выполнении операторов вывода:
Write (‘ Кафедра вычислительной техники и’);
Write (‘ инженерной кибернетики’);
Получим на экране:
Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 1007;