ЗАДАНИЯ. 1. Одна бесполезная фраза, которую я не произнес на этой неделе:
1. Одна бесполезная фраза, которую я не произнес на этой неделе:
(Иногда то, чего мы не говорим, может помочь не меньше, чем то, что мы говорим.)
Ситуация:
Я не сказал:
2. Два новых навыка, которые я использовал на этой неделе:
Ситуация 1:
Использованный навык:
Реакция ребенка:
Моя реакция:
Ситуация 2:
Использованный навык:
Реакция ребенка:
Моя реакция:
3. Записка, которую я написал:
4. Прочитайте главу 2 части «Учимся взаимодействовать».
Глава 2. Комментарии, вопросы и истории родителей
Вопросы
1. То, как вы говорите что‑либо ребенку, настолько же важно, как и что вы говорите?
Конечно. Ваше отношение так же важно, как и ваши слова. Отношение к ребенку, которое благотворно влияет на него, словно говорит: «Ты, по существу, симпатичный, одаренный человек. Сейчас есть проблема, которая требует внимания. Как только ты ее осознаешь, ты сможешь подойти к ней с ответственностью».
Отношение, которое уничтожает ребенка, словно говорит: «Ты, по существу, глупый и вызываешь раздражение. Ты всегда делаешь все неправильно, и последний случай – еще одно доказательство твоей неправильности».
2. Если отношение так важно, то зачем беспокоиться о словах?
Отвращение во взгляде родителя или презрительный тон могут глубоко ранить ребенка. Но если вдобавок к этому ребенка называют такими словами, как «глупый», «неаккуратный», «безответственный», говорят ему: «Ты никогда не научишься», он вдвойне страдает. Так или иначе слова имеют обыкновение задерживаться в голове надолго и отравлять жизнь. Самое ужасное, что дети иногда вытаскивают эти слова и впоследствии используют их как оружие против себя самих.
3. Что плохого в том, чтобы сказать «пожалуйста» ребенку, если хочешь, чтобы он что‑то сделал?
Конечно, если вы просите о маленьких одолжениях типа «пожалуйста, передай соль» или «пожалуйста, подержи дверь», то слово «пожалуйста» здесь – это проявление обычной вежливости. Вы смягчаете грубые приказы: «передай соль» и «подержи дверь».
Мы говорим детям «пожалуйста», чтобы создать в них социально приемлемую привычку просить о маленьких вещах.
Однако «пожалуйста» больше подходит в расслабленные моменты. Когда вы действительно расстроены, мягкое «пожалуйста» может причинить неприятности. Обдумайте следующий диалог:
М а т ь (стараясь быть хорошей). Пожалуйста, не прыгай по дивану.
Ребенок продолжает прыгать.
М а т ь (громче). Пожалуйста, не делай этого!
Ребенок все еще прыгает.
М а т ь (внезапно сильно ударяет ребенка). Я сказала «пожалуйста», разве нет?
Что произошло? Почему вдруг мать от вежливости за несколько минут перешла к насилию? На самом деле, когда вы преодолеваете себя, а вас игнорируют, за этим без промедления следует вспышка гнева. Вы думаете: «Как смеет ребенок игнорировать меня после того, как я была так вежлива? Я покажу ему!» Вам!
Когда вы хотите, чтобы что‑то было выполнено немедленно, гораздо лучше говорить с нажимом, чем умолять. Громкая твердая фраза: «Диван нужен не для того, чтобы на нем прыгали!», возможно, остановит действия ребенка быстрее. (Если ваш ребенок настаивает на своем, его можно быстро снять с дивана, сурово напомнив ему, что «диван нужен не для того, чтобы на нем прыгали».)
4. Можно ли как‑то объяснить тот факт, что иногда мои дети откликаются, если я прошу их сделать что‑то, а иногда я не могу до них достучаться?
Однажды мы спросили группу школьников, почему они иногда не слушают своих родителей. Вот что они нам ответили:
«Когда я прихожу из школы, я устаю и, если мама что‑то просит сделать, я делаю вид, что не слышу».
«Иногда я так занят игрой или просмотром телевизора, что действительно не слышу ее».
«Иногда я так расстроен тем, что произошло в школе, что мне неохота делать то, что она просит».
В дополнение к мыслям детей вот несколько вопросов, которые вы, может быть, захотите задать себе, когда чувствуете, что не можете «достучаться»:
Имеет ли смысл моя просьба, если учесть возраст и способности ребенка? (Могу ли я ожидать от восьмилетнего ребенка идеального поведения за столом?)
Считает ли он мою просьбу необоснованной? («Почему моя мама пристает ко мне, чтобы я мыл за ушами? Туда никто не смотрит».)
Могу ли я давать ей совет, когда надо что‑то делать, а не настаивать на «прямо сейчас»? («Ты хочешь пойти в ванную перед своей телепередачей или сразу после?»)
Могу я предложить, как что‑то сделать? («Ты хочешь купаться в ванной с куклой или лодкой?»)
Можно ли что‑то изменить в обстановке дома, чтобы добиться взаимодействия с ребенком? (Может быть, перевесить ниже некоторые крючки в шкафу, чтобы избежать борьбы из‑за вешалок? Может, дополнительные полки в комнате ребенка облегчили бы уборку?)
Наконец, прошу ли я его что‑то делать большую часть времени, которое мы проводим вместе? Или я уделяю некоторое время тому, чтобы просто побыть вместе?
Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 544;