Глава 4. управление всеми материальными ресурсами семьи
Амазонка в панцире
управление всеми материальными ресурсами семьи. Будучи скорее всего эмоционально отчужденным, такой отец не создает для дочери модели независимого поведения. Муж этой женщины был похож на ее отца: он не вносил свой вклад в эмоциональную атмосферу семьи, но при этом контролировал денежные средства. С одной стороны, эта женщина была чрезвычайно умна и боролась за право расти и развиваться, несмотря на доминирующее противодействие мужа. С другой стороны, ее тяготило бремя слишком высокой ответственности, и зачастую ее реакция выливалась в истерику, с угрозой самоубийства и заявлениями, что больше она так жить не может. Свою агрессию она обращала явно против себя, но подспудно направляла и на детей и мужа. Хотя муж казался сильным и способным подавлять других, сам он при этом ощущал себя слабым и опасался угрозы, исходящей от жены. По-видимому, дети отыгрывали все семейные конфликты: один был арестован и отбывал наказание, другой казался хорошим студентом, а третий ушел из дома. В конце концов этой женщине пришлось стать более уверенной в себе и расторгнуть брак, в котором она ощущала себя жертвой. Как только она стала проявлять активность и ответственность за свои поступки и перестала использовать свои силы в защитных целях против себя и других, она почувствовала прилив творческой энергии.
4. Королева-воительница
Еще одна разновидность реакции дочери на безответственного и слабого отца - стать очень сильной и целеустремленной. В этом случае дочь противится любой иррациональности, которую она ощущает в своем отце, считая ее проявлением дегенерации, и сражается против него. Такой тип женщины описан в романе Клайва Стейплза Льюиса «Пока мы лиц не обрели»64, который представляет собой его версию мифа об Амуре и Психее, рассказанный от лица одной из ее завистливых сестер. Отец - жестокий
64 Клайв Стейплз Льюис (1898-1963) - выдающийся христианский писатель и ученый. Роман «Пока мы лиц не обрели» (1956) - последнее крупное произведение. По легенде Льюис писал эту книгу у постели умирающей от рака жены Джой и читал ей готовые главы. Когда была прочитана последняя написанная глава, случилось чудо - жена выздоровела. - Примеч. пер.
царь приносит младшую дочь Психею в жертву богине Афродите, чтобы умиротворить подданных, которые считали, что именно Психея виновата в том, что на страну обрушился голод и лихорадка. Его желание принести.дочь в жертву говорит об отсутствии духа. Его в основном интересуют пиршества, охотничьи забавы, легкая нажива и стремление удовлетворить в очередной раз свою похоть. Он почти не уделял внимания дочерям; скорее питал к ним отвращение за то, что они не родились мальчиками. Если же он все же вспоминал о них, то впадал в жуткую ярость и оскорблял их, называя одну из них «потаскухой» (дочь с паттерном пуэллы), а другую - «уродиной». Когда родилась Психея, «уродина» Оруаль -старшая из сестер - приняла на себя заботы о младшей вместо ее матери, которая умерла в родах; поэтому Оруаль считала Психею, сводную сестру, своим ребенком, испытывая к ней страстную материнскую любовь. Когда царь принес Психею в жертву, Оруаль потеряла самое дорогое, что у нее было, - ее ненаглядную Психею. Оруаль ненавидит отца и все, что с ним связано. Она с презрением относится ко всему иррациональному, что воплощал i себе отец, воспринимая это исключительно как его неполноценность. И она переносит свою ненависть на целый сонм богов, в которых она разуверилась, но при этом ненавидит их за то, что они отняли у нее любимую сестру, Психею. С ее точки зрения боги такие же, как ее отец. Вот что она думает:
Нет предела хитроумию богов. Им мало было погубить Психею -они хотели, чтобы она погибла от руки собственного отца.... Видения менялись, но одна навязчивая мысль пронизывала их. Вот вам лишнее доказательство того, как жестоки боги. От них нет спасения ни во сне, ни в безумии, ибо они властны даже над нашими грезами. Более того, именно тогда они обретают над нами наибольшую власть. Спастись от их могущества (если это вообще возможно) удается только тому, кто ведет трезвый образ жизни, всегда сохраняет ясный ум, постоянно трудится. Такой человек не слушает музыки, не смотрит слишком пристально ни на землю, ни на небеса и (это в первую очередь) никогда ни к кому не испытывает ни любви, ни привязанности.65
65 С. S. Lewis, Till We Have Faces (Grand Rapids: Wm. D. Eerdman's Publishing Co., 1956), p. 80-81. (В рус. переводе: Льюис К.С. Пока мы лиц не обрели. - М.: Б.С.Г.-Пресс: Иностранная литература, 2000.)
102
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 527;