Вечная девушка. Слушая его, Нора понимает, что больше не может продолжать играть перед мужем роль «куклы»-, что ей нужно стать собой
Слушая его, Нора понимает, что больше не может продолжать играть перед мужем роль «куклы»-, что ей нужно стать собой, чтобы ему противостоять. Наконец угроза, исходящая от заимодавца, исчезает и муж прощает Нору, перестав бояться серьезных последствий для своего престижа. Теперь она могла бы снова вернуться к привычной для нее роли пупсика. Однако она осознает, что отношение к ней мужа изменилось лишь благодаря внешним обстоятельствам, а сам он продолжает по-прежнему видеть в ней ребенка. Поэтому она решается на конфронтацию с ним, заявляя, что впервые за восемь лет брака между ними состоялся серьезный разговор. Она говорит:
Вот мы и добрались до сути. Ты никогда не понимал меня... Со мной поступали очень несправедливо, Торвальд. Сначала папа, потом ты. <...> Вы никогда меня не любили. Вам только нравилось быть в меня влюбленными. <...> Когда я жила дома, с папой, он выкладывал мне все свои взгляды, и у меня оказывались те же самые; если же у меня оказывались другие, я их скрывала, - ему бы это не понравилось. Он звал меня своей куколкой-дочкой, забавлялся мной, как я своими куклами. Потом я попала к тебе в дом... <...> Я хочу сказать, что я из папиных рук перешла в твои. Ты все устраивал по своему вкусу, и у меня стал твой вкус или я только делала вид, что это так, -не знаю хорошенько. Пожалуй, и то и другое. Иногда бывало так, иногда этак. Как оглянусь теперь назад, мне кажется, я вела здесь самую жалкую жизнь, перебиваясь со дня на день!.. Меня поили, кормили, одевали, а мое дело было развлекать, забавлять тебя, Торвальд. Вот в чем проходила моя жизнь. Ты так устроил. Ты и папа много виноваты передо мной. Ваша вина, что из меня ничего не вышло.35
Благодаря этому озарению Нора осознала, что в сущности она не знает, какая она на самом деле, ибо она всегда была зависима от мужчин. Она понимает, что для того чтобы себя понять, ей нужно остаться одной, научиться формировать свою систему ценностей и выражать собственное мнение, а не повторять чужие взгляды или поддерживать общественное мнение. И она принимает окончательное решение - покинуть мужа и детей и начать жизнь с чистого листа.
35 Henrik Ibsen, A Doll's House, p. 66-67.
Хотя решение Норы может показаться слишком радикальным (в особенности потому, что Ибсен написал эту драму в 1879 году), даже в наше время женщины нередко ощущают необходимость оставить свою семью и полагаться только на себя. По моему ощущению, самое важное для женщины - понять смысл таких поступков, т.е. осознать, что ей недостаточно существовать, лишь исполняя желания мужа и служа экраном для его проекций, и также ей нужно осознать, кто она на самом деле. Представьте, какой гнев может охватить женщину, когда она испытает потрясение от увиденного: по существу, ее жизнь не принадлежит ей, а подчиняется руководству сверху, как движения кукловода определяют движения марионетки. В данном случае одна из ее главных задач - избежать безудержного гнева и ожесточенного и мстительного отыгрывания своей обиды. Вполне может быть, что отец женщины, ее муж и вообще мужчины через свои проекции сформировали столь неадекватное отношение к феми-нинности. Однако реакция на такие проекции в форме осуждения и упрека лишь продлевает проекцию пассивности и зависимости. Более того, вполне возможно, что женщине приходится иметь дело со своим Теневым аспектом, ибо очень часто за покладистой женой скрывается сильная женщина, которая исподволь манипулирует мужем, как это делала Нора. Тогда задача состоит в том, чтобы начать формировать свою систему ценностей и взгляд на жизнь и, сознательно признав свою власть, использовать ее открыто и творчески.
Одной женщине, прожившей первую половину своей жизни в роли «куколки-милашки», приснился сон, в котором она увидела целый ряд одинаковых кукол мужского пола. Эти куклы были одеты в совершенно одинаковые костюмы, и она могла выбрать из них кого пожелает. Этот сон помог ей осознать, что в той же мере, в какой она была куклой для мужчин, не имея собственной идентичности, а потому подстраиваясь к мужским фантазиям в отношении нее, - в той же мере и мужчины для нее были такими же «куклами». Ее отношение к ним было таким же обезличенным, как их отношение к ней. Это было типичным для ее первого брака и повторяло паттерн, существовавший в ее отношениях с отцом, властным финансовым магнатом. Во второй половине жизни она решила развивать свои способности и встретила мужчину, оценившего по достоинству и ее личностное развитие, и красоту, и привлекательность.
62
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 612;