Вечная девушка. Когда в состоянии полного блаженства безоблачно счастливая Ка-бирия созерцает океан, ее муж пытается столкнуть ее вниз
Когда в состоянии полного блаженства безоблачно счастливая Ка-бирия созерцает океан, ее муж пытается столкнуть ее вниз, выхватывает у нее все деньги, которые у нее есть, и скрывается. Кабирия смогла спасти свою жизнь, но потеряла все свои накопления. После этого ужасного происшествия Кабирия пытается вернуться в город. И вдруг ей случайно встретилась группа странных людей, изгоев, которые играют на простых музыкальных инструментах и поют. Кабирия, все еще находясь под влиянием последнего и самого ужасного события в ее жизни, сначала просто смотрит на этих людей. Испытав такое разочарование, будучи отверженной и униженной, она могла бы просто отказаться от всяких отношений с людьми, оставаясь на обочине жизни. Но вдруг у нее на лице появляется улыбка, и она присоединяется к пению, тем самым принимая жизнь во всей ее полноте - с ужасами и трагедиями. С песней она мужественно шагает навстречу жизни, несмотря на все превратности; и радость одерживает победу над горем и падением. Самое главное в данной ситуации - сохранить чувство юмора, принимая парадоксальность жизни и не утрачивая детской непосредственности, а также быть психологически гибким и верить и надеяться и несмотря ни на какие трудности продолжать жить.
В нашем обществе часто приходится сталкиваться с проблемой «неадаптированное™» женщины лесбийской или бисексуальной ориентации. Я наблюдала своих клиенток, страдающих непомерным чувством вины из-за этой проблемы. Чаще всего это бывало у женщин, отец которых был «плохим». Выбирая лесбийскую ориентацию, они становятся столь же отчужденными, как и отец. Если мать ее за это осуждает, дочь становится такой же плохой, как отец; формируется бессознательная идентичность с ним, и тогда она уже не свободна в выборе своих сексуальных предпочтений, которые могут быть гетеросексуальными, бисексуальными или гомосексуальными. Одной женщине приснилось, как дедушка ей сказал, что психотерапевт назвал ее «социально-девиант-ной». Одна из ее проблем - научиться себя принимать, отказавшись от роли хорошей девочки, которую она играла еще ребенком, в особенности будучи «любимицей» матери. Это побудило женщину поверить, что она может быть такой, какой она хочет, не обращая внимания на моральные суждения психотерапевта. Ей следовало перестать идентифицироваться со своим негативным образом, сформировавшимся как реакция на поведение отца и моральные суждения матери.
5. Отчаяние пуэллы
Приведенные выше паттерны не претендуют на то, чтобы называться «типами», а скорее представляют собой феноменологическое описание четырех различных по своей сути стилей жизни пуэллы. Ни один из них не исключает другого: большинство женщин в тот или иной период жизни признают проявление каждого паттерна. Но может случиться и так, что преобладает какой-то один. Более того, некоторые из этих различных паттернов имеют общие черты. Например, чаще всего бунтовать склонны те, у кого проявляется паттерн «парящей в вышине», как это было у Сабины. А очень сильно желать, чтобы ее обожали мужчины, могут не только «куколка-милашка», но и «парящая в вышине» и «никчемная». Стремятся жить в воображаемых мирах и «девушка из стекла», и «парящая в вышине», при этом последняя проживает свои фантазии в реальном мире, тогда как «девушка из стекла» удаляется из внешнего мира в свои фантазии.
Общим для всех паттернов пуэллы является желание цепляться либо за возведенную в абсолют невинность, либо за возведенную также в абсолют вину, которые представляют собой две стороны одной медали и способствуют формированию зависимости от других для получения одобрения или осуждения. Следовательно, речь идет о том, чтобы избежать ответственности за свою жизнь, избежать выбора и принятия решений, переложив это на плечи другого человека. Кроме того, у всех паттернов пуэллы нарушено отношение к нормам и ограничениям: такие женщины либо отказываются признавать ограничения (как, например, «парящая в вышине» и «никчемная»), либо они «неограниченно» ограничивают себя (как, например, «девушка из стекла» или «куколка-милашка»). Пуэллы этого типа возводят в абсолют возможность и игнорируют необходимость - в той мере, в которой нарушается отношение к нормам и ограничениям. Пуэлла проживает свою жизнь в возможном, избегая актуальности обязательств. Такой способ бытия Кьеркегор считает проявлением одного из аспектов отчаяния; в своем труде «Болезнь к смерти» он пишет:
Если возможное перепрыгивает через необходимость и таким образом «Я» устремляется вперед и теряется в возможном, не укореняя взывающего в необходимости, налицо отчаяние возможного.
76
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 583;