Вечная девушка. ее жизнь, которую она тоже возложила на Квентина
ее жизнь, которую она тоже возложила на Квентина. Втайне Мэгги верила, что она ничего не стоит, и даже называлась «мисс Никто», когда регистрировалась в отелях. Она говорила:
Я могла регистрироваться в отеле как мисс Никто... Ни - «к-т-о» -как совсем ничто. Я поступила так однажды, потому что никак не могла запомнить фальшивое имя, поэтому я просто не думала «ни о чем», то есть о себе.43
Чтобы компенсировать такую низкую самооценку и отсутствие уважения к себе, Мэгги нужно быть обожаемой. Сначала Квентину (который идентифицируется с могуществом, необходимым для спасения Мэгги, которое она на него проецирует) удается убедить Мэгги в том, что он обожает ее. Но в конечном счете, как бы ни вел себя Квентин, Мэгги начинает ревновать; не ощущая себя самоценной, чтобы жить в реальности, она впадает в отчаяние и депрессию при малейшем подозрении, что Квентин не посвящает себя ей целиком и полностью. Чтобы уйти от реальности, она ищет спасения в алкоголе - это пристрастие символизирует зависимость и потребность в полном и постоянном принятии. Ревность же подтверждает и усиливает ее страх, что она действительно «мисс Никто», низшая из низших, жертва общества. Такое отношение к себе высвобождает ее цинизм и агрессивность, которые до этого скрывались под личиной невинности и которые она обращает против Квентина. При этом она угрожает самоубийством, подразумевая, что Квентин - единственный человек, который мог бы ее спасти. Но Квентин, наконец осознав, что это не в его силах и что спасти ее может только она сама, не соглашается с ней и говорит:
Разве ты это не видишь, Мэгги? Прямо сейчас? Ты пытаешься сделать из меня человека, который сделает это для тебя?.. Но теперь я ухожу; поэтому ты перестаешь быть моей жертвой. Это сделала только ты сама, своими руками... Ты приняла эти таблетки, чтобы ослепить себя, но если бы ты могла сказать: «Я была безжалостной», эта страшная комната сразу открылась бы. Если бы ты могла сказать: «Меня все вокруг пинают, но я была столь непростительно злой по отношению к другим, прилюдно называя своего мужа иди-
5 Arthur Miller, After the Fall (New York: The Viking Press, 1968), p. 77.
отом, я была крайне эгоистичной, несмотря на свое великодушие, я испытывала боль, которую мне причинила длинная череда мужчин, но я присоединилась к своим гонителям...»44
Однако к этому времени Мэгги настолько идентифицировалась со своим положением жертвы, что уже не может его услышать и в конечном счете совершает самоубийство. Преувеличивая сверх всякой меры свою невиновность и свои гонения, она не хочет видеть, что сама является жертвой в той же степени, что и преследователем, который мучает не только себя, но и Квентина. Она не желает признать, что виновата тоже; поэтому не может ни простить, ни жить.
Парадокс, лежащий в основе этого паттерна пуэллы, заключается в том, что, несмотря на реально существующее унижение, стыд и отрицание своей индивидуальной истории, которые приводят к самоидентификации с жертвой и ничтожеством, путь к возрождению состоит в борьбе с этой идентификацией, а не в навязчивом проживании чувства стыда и повторяющегося паттерна отвержения другими. Он требует принятия того, что человек является одновременно невинным и виноватым и что у него внутри присутствуют и разрушительная, и спасительная энергия. Задача заключается в том, чтобы от установки цинизма, отчаяния и отверженности перейти к вере, надежде и осознанному самоутверждению на жизненном пути.
Пример такой трансформирующей установки можно найти в фильме Федерико Феллини «Ночи Кабирии»45. Кабирия - бродяжка, уличная проститутка, которая с детства стала жертвой мужского насилия. Под гипнозом на шоу она неосторожно раскрывает историю отношений с мужчинами в прошлом и что несколько раз ей удалось спастись. После шоу к ней подошел мужчина и сказал, что влюбился в нее. Сначала Кабирия сомневается, но в конечном счете все-таки верит, и тогда они решают пожениться. Кажется, что впервые в жизни ей встретился мужчина, которому она может довериться. После свадьбы молодожены отправляются в медовый месяц на высокий утес посреди океана.
44 Ibid., p. 106-107.
45 «Ночи Кабирии» - драма о римской проститутке Кабирии, роль кото
рой сыграла жена режиссера Джульетта Мазина. Две награды Каннского кино
фестиваля 1957 года, включая приз исполнительнице главной роли. Премия
«Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм года». - Примеч. пер.
74
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 571;