Жертвоприношение дочери
ной для мужчин. Как и многих других «амазонок», ее очень раздражали те женщины, которым роль «Елены» удалась.
Джоан почувствовала, что оказалась в ловушке между этими двумя противоположными образами фемининности. Роль исполняющей долг услужливой матери не доставляла ей эмоционального удовлетворения, и она была слишком независимым и творческим человеком, чтобы оказаться лишь воплощением образа бессознательных мужских желаний. Будучи современной Ифигенией, она ощущала себя принесенной в жертву на алтарь присущего культуре отвержения отцом независимой фемининной духовности. Но в отличие от Ифигении из трагедии Еврипи-да, Джоан окончательно не признала эти обусловленные культурой отцовские проекции на фемининность. В реальной жизни она организовала группу женщин, которая занималась исследованием божественных фемининных образов, существующих в разных культурах и мифах. В сновидениях к ней являлась таинственная, наделенная волшебной силой женская фигура, приглашавшая ее взгромоздиться на слона, царственное животное, на котором когда-то разъезжали индийские воины и вельможи. Этот сон стал постоянным образом экстатического переживания фемининности, в нем она нашла источник своей внутренней силы - то есть той силы, которой не нужно ни удостоверения, ни подтверждения ни от отдельно взятого мужчины, ни от патриархального института. В следующем стихотворении Мирабай, средневековой индийской поэтессы, выражено экстатическое переживание женщины, которая ощущает свою фемининную центрированность и духовность и пытается заново выразить, что это такое - быть женщиной. Роберт Блай, поэт и переводчик Мирабай, верно заметил: «Ее непоколебимость не оставляет места жалости к себе»29. Стихотворение называется «Почему Мира не может вернуться в свой заброшенный дом»30.
В тело Миры вошли Краски Тьмы; и покинули Миру другие цвета. Любовь к Кришне и крохи еды - мои жемчуга и изумруды.
Звонкие четки в руке и повязка на лбу - вот и все украшенья. Довольно для женщины тех ухищрений, каким научил меня Гуру. Одобрите вы иль осудите, люди, меня;
день и ночь я великую Силу Гор прославляю. Я выбрала путь блаженства, которым издавна шли чистые люди. Ни у кого не украла я денег, никого не ударила я, -
в чем можете вы меня обвинить? Я себя ощущала в высокой башне на спине у слона...
а теперь вы велите мне пересесть на осла? Не смешите меня!31
29 Robert Bly, News of the Universe (San Francisco: Sierra Club Books, 1980),
p. 286.
30 Мира (род. 1502) - одно из имен поэтессы Мирабай, которая, будучи по
корной женой своего мужа Кумбху, читорского раджи, тем не менее была всей
душой предана богу Кришне и воспевала его в экстатическом восторге, чистоте
и самозабвенном бесстрашии; ее гимны до сих пор пользуются большой извест
ностью. - Примеч. ред.
31 Robert Bly, News of the Universe , p. 277.
56
Глава 2
Глава 3
Вечная девушка
О, как я ненавижу
свою презренную гуттаперчевую душу,
которая, скрученная и смятая
чужими руками,
безропотно переносит все.
Карин Бойе
В сказке о Спящей Красавице очень сильно любящий свою дочь король-отец забыл пригласить на крестины дочери самую старую и самую могущественную волшебницу. Его забывчивость в отношении этой фемининной силы привела к тому, что, повзрослев, дочь уснула и сто лет пролежала без движения. В сказке о Золушке кроткий и безответный отец после смерти жены женился второй раз и оказался под каблуком злой и властной женщины, а потому Золушка, к которой ревнивая мачеха относилась очень плохо, жила в своем доме на правах служанки и посудомойки и ходила в лохмотьях. Один из этих отцов, король, явно обладал властью. Другой отец был бездеятелен. При этом обе дочери страдали, и обе пребывали в пассивном состоянии и в подчиненном положении. Пассивная роль - это одна из возможностей женщины проживать паттерн «вечной девушки». И Спящую Красавицу, и Золушку в конце концов спасли Принцы, как и многих женщин, жизнь которых была бездеятельной, и в своем браке они стремились обрести свободу и безопасность. При этом на самом деле эти женщины чувствовали, что предали самих себя.
Наша культура всегда потворствовала этому предательству. Женщин хвалили за их покладистость, умение приспосабливаться и доброту, за их очарование юности, за послушание и покорное содействие мужьям, - и они становились как бы «формой для содержания». Женщины, которые проживали жизнь в рам-
ках такого архетипического жизненного паттерна, просто сохраняли свою фиксацию на уровне развития девушки. В силу многих причин они, как Питер Пэн, предпочитали дальше не взрослеть, оставаясь «вечными девушками». Преимущества, связанные с подобным выбором, вполне понятны. Наверное, очень приятно испытывать волнующее возбуждение, ощущая, что тебя обожают как сладкую девочку, зависеть от другого человека, более сильного, при необходимости принимать важные решения, блаженствовать, наслаждаясь романтическими фантазиями о Прекрасном Принце, который может героически преодолеть колючие терновые заросли, чтобы освободить Спящую Красавицу, играть возможностями, подобно хамелеону менять личины, быть усладой мужской души и покорительницей его сердца, или даже уйти от жизни в свой внутренний мир желаний и фантазий. Однако такой фемининный стиль жизни имеет и множество недостатков. Роль «вечной девушки», несмотря на видимые преимущества, зачастую лишает женщину независимости и заставляет ее жить пассивной, зависимой жизнью. Вместо того чтобы добиваться личного и профессионального роста, работать над формированием своей идентичности, вместо того чтобы узнать, кто она такая на самом деле, решая трудную задачу собственной трансформации, - вечная девушка обычно формирует свою идентичность на основе проекций на нее других людей. Назову несколько из них: роковая женщина, хорошая дочь, очаровательная жена и хозяйка, прекрасная принцесса, женщина-муза и даже трагическая героиня. Вместо того чтобы укреплять свою силу, реали-зовывать собственные возможности и при этом принимать на себя ответственность за содеянное, «вечная девушка» пребывает в состоянии беспомощности. Подобно гуттаперчевой кукле, она позволяет другим делать себя и свою жизнь такой, как им вздумается.
Чтобы лучше понять, как ведет себя «вечная девушка», нужно рассмотреть некоторые типы реализации ее способа бытия и, следуя этому описанию, исследовать пути возможной трансформации. Приведенные ниже примеры ни в коем случае не следует считать попыткой классификации, я не ставлю каждой категории в соответствие какую-либо конкретную женщину, так как фактически каждая женщина может проживать эти паттерны в разные периоды своей жизни, прибегая к ним в различных ситуациях. У меня эти примеры возникали спонтанно: просто как отдельные
58
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 707;