Направления в творческой деятельности

Существует два основных направления (вида/формы) творческой деятельности.

1. Ментальная - мыслительная деятельность с помощью головы.

2. Идеальная - деятельность рук.

 

 
 

 


8. Ментальное (мысленное) творчество, его механизмы и особенности.

Ментальная деятельность - формирование образа, портрета, визуального представления цели творческой деятельности.

Для реализации ментальной деятельности необходимо определить что представляют собой

- предмет и

- объект потребности.

От вида потребности и ситуации зависит вид системы. Если известен объект и предмет, но ими надо завладеть - это одна задача, если что-то неизвестно - другая.

 

9. Ментальные образы – информационные портреты предмета или объекта творчества.

 

Состояние потребности, ее объект и субъект оцениваются на предметном уровне. Для осуществления необходимой оценки используют атрибутивный подход, где в виде атрибутивных моделей представлены

- начальное состояние предмета потребности,

- конечное состояние объекта потребности.

При осуществлении любой деятельности существует определенная последовательность действий:

- ментальная деятельность,

- целевая мотивация,

- материальная деятельность,

- деятельностная мотивация.

 

 

После окончательного уравновешивания целей и действий (что делать и как делать), уточнив и конкретизировав формируем .

Т.о. в процессе мыслительной деятельности формируется новый ментальный информационный портрет деятельности с той степенью дискретизации и уточнения, которая доступна на данном этапе для данного человека.

Т.о. потребность - запускающий фактор мотивации, с помощью которого оценивается состояние предмета потребности и, усиливая мотивационные факторы (в процессе ментальной деятельности), формируется ментальный информационный портрет конкретного информационного образа предмета потребности.

Можно сказать, что такое конечное состояние предмета потребности (информационный портрет) называется модельцели.

Для того, чтобы получить образ предмета, необходимо рассмотреть его изменения во времени. Для этого введем понятие атрибутивного пространства (где n - количество атрибутов), с учетом того, что n > 1, а А - атрибут.

Можно изобразить изменение образа в зависимости от времени: от начального состояния до конечного состояния .

 

 

По существу, процесс формирования портрета за счет изменения атрибутов и их значений и есть уточнение образа, т.е. формирование конечного образа цели.

При формировании портрета учитывают:

- вес атрибута (его значимость),

- точность его определения.

Это играет важную роль, т.к. изменение портрета во времени, т.е. расхождение между tk и tн b и есть противоречие, а противоречие рождает проблему, исходя из потребности.

 
 

 


В зависимости от определения Zн и Zк могут существовать различные ситуации.

Например.

1. Zн - полностью известно, т.е. полное, а Zк - не полное. Тогда рождается проблемная (задачная) ситуация.

2. Если Zн < Zк – т.е. Zн превосходит, доминирует, подчиняет и включает в себя Zк, то между Zн и Zк возникает противоречие, а ситуация в этом случае называется противоречивой.

А в зависимости от степени глубины противоречия эта ситуация может быть либо:

- проблемной, либо

- задачной.

Задачная ситуация считается более простой, т.е. нет необходимости в предварительном создании проблемы.

Проблемная ситуация должна сначала конкретизироваться (после возникновения). Конкретизация происходит в основном за счет определения среды, в которой существует эта ситуация, а также за счет определения цели.

Конкретизировав проблемную ситуацию, переходим к определению проблемы.

Т.о. проблема – осознанное представление ситуации.

После окончательного содержательного и вербального описания проблемы, необходимо конкретизировать проблему до уровня задачи.

Подобный переход показан на схеме 4.

Однако, следует учитывать, что процесс, изображенный на схеме 4, является латентным (протекает на ментальном уровне).

Этот процесс является основным на пути перехода от возникновения потребности, до ее решения.

Раскрытие содержания такой модели объясняет ментальные процессы, происходящие при решении творческих задач.

Творчество – процесс постановки, возникновения и решения задачи – творческая деятельность.

 








Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 1019;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.