Глава 4. Работа с навязчивыми состояниями и фобиями

Работа с навязчивыми состояниями и фобиями

Многие клиенты обращаются к консультантам по поводу проблемных состояний, имеющих навязчивый и/или фобиче- ский характер. Как правило, рациональные рекомендации и разъяснения крайне редко приводят в этих случаях к позитивному результату, так как мало затрагивают бессознательные механизмы работы мозга, удерживающие проблему. А вот сравнительно несложные техники нейролингвистического программирования, изложенные в этой главе, позволяют осуществить изменения навязчивых и фобических состояний быстро и эффективно.

V Навязчивости и их репрезентация. Для начала возьмем типичную ситуацию из серии «не могу об этом не думать!» Скажите, сколько раз некоторое проблемное событие, мысль или чувство накрепко застревали в вашей голове и мучило вас неограниченно долго, несмотря на все ваши пожелания «не вспоминать!», «не думать!», обращенные к самому себе? Не считайте, а то собьетесь. Навязчивости, постоянно возвращающиеся по поводу имевших место или будущих травмирующих нас ситуаций — тревога, досада, страх, обида, гнев, стыд и/или вина (нужное подчеркнуть, недостающее вписать) — являются постоянными спутниками человеческой жизни. Избавить от них клиента путем полезных советов (типа «не стоит об этом беспокоиться!») практически невозможно. Так что давайте посмотрим, чем здесь может помочь нейролингвистическое программирование.

Прежде всего вспомним, что любая неприятность кодируется нашим мозгом либо в визуальной (чаще всего), либо в аудиальной (значительно реже) модальностях, к коим присовокупляются «кинестетически-модальные» чувства и ощущения (которые, однако, могут выступать и как самостоятельные). Первенствует здесь, безусловно, визуальная репрезентация, где «неприятно-проблемные» воспоминания или представления отражаются либо в виде отдельно взятого образа («картинка»), либо в виде серии статичных образов («фотороман» — но один из образов все равно

остается ключевой «картинкой»), либо в виде динамичной последовательности образов («кинофильм»).

Образы эти могут быть или ассоциированными (вы видите ситуацию как бы из своих глаз), или диссоциированными (вы видите в ней себя как бы со стороны). Так вот, учтите, что «ассоциированность» в фиксации означает психотравматическую вовлеченность в нее. Так что первое, что вам всегда нужно делать, — это предложить клиенту мысленно как бы выйти, вышагнуть из неприятной ситуации, оставив, однако, там себя самого, более молодого. То есть диссоциироваться и посмотреть на все это со стороны.

Простые техники избавления от навязчивостей. Однако одного только диссоциирования от проблемной ситуации может оказаться явно недостаточно, особенно если она будет репрезентироваться не только (и не столько) визуально, но и (сколько) кинестетически (неприятные ощущения) и даже аудиально («жуткие» звуки и слова, например, «Позор Иванову!»). В этом случае может помочь очень простая техника избавления от проблемных состояний и навязчивостей, основанная на аудиальной и кинестетической модальностях.

/. Представьте полный или частичный VAKD вашей проблемной ситуации или состояния (просто вспомните о том неприятном, что возвращается вновь и вновь, или о «свежей» неприятности, которую Вы не хотите сделать навязчивым воспоминанием). «Повспоминав» достаточно для того, чтобы почувствовать себя не ахти как, отбросьте воспоминание.

2. Теперь примите позу уверенности и силы (вашу собственную или чью-нибудь—Шварценеггера, Петра Первого работы Церетели и т. п.). Вспомните какую-нибудь бодрую мелодию, которую Вы в состоянии воспроизвести (очень хорошо «работает» здесь входной марш из кинофильма «Цирк»). И, вновь представив VAKD своей проблемной ситуации или состояния, в позе уверенности и силы под напеваемую Вами бодрую мелодию начните энергично шагать — на месте или куда-то вдаль.

3. Делайте это в течение одной—двух минут, после чего проверьте результат. Скорее всего, VAKD проблемной ситуации попросту развалится. Если нет или недостаточно, повторяйте пункт 2 до тех пор, пока это не произойдет.

Обычно эта несложная техника завершается... хохотом. Что естественно, если учесть, что. по словам одного из

классиков, человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. И, может быть, поэтому в еще одной простой НЛП-психотехнологии «лечения» навязчивостей и проблемных ситуаций/состояний — технике «Троица «любовь, свет и смех», которую мы сейчас и опишем, смех играет очень важную роль в аудиальной модальности изменения негативного опыта человека (по материалам семинаров по НЛП ИГИСП; автор неизвестен).

1. Войдите в следующие состояния, сделайте их полными и заякорите:

A. Кинестетическое переживание любви.

Дополните, заякорите.

B. Визуальное переживание видения света.

Дополните, заякорите.

C. Аудиальное состояние смеха.

Слушайте мир через фильтр смеха. Чтобы это произошло, например, замените все согласные звуком «X» и поварьируйте ритм или темп. Также заякорите.

2. Проверьте себя и найдите оптимальную для вас последовательность:

Любовь — свет — смех / Любовь — смех — свет Свет — любовь — смех / Свет — смех — любовь Смех — свет — любовь / Смех — любовь — свет

3. Возьмите проблемную ситуацию или состояние и:

A. Осветите ее и наложите визуальный якорь. Направьте на нее свет, чтобы сделать ее более ясной. Измените несколько раз соотношение фона и переднего плана. Сфокусируйте свет последовательно на разных деталях. Заметьте все сочетания.

B. Посмейтесь и наложите аудиальныйякорь. Услышьте проблемную ситуацию с комической точки зрения. Подставьте «X» на место всех согласных. Представьте себе, что ее изображает Ваш любимый комик.

C. Испытайте состояние любви и наложите кинестетический якорь. Почувствуйте эффект любви в себе, в другом,

в отношениях между Вами и другим(и).

4. Наложите эти три репрезентативные системы — то есть переживите эту ситуацию, освещенную и с любовью, и смехом.

5. Войдите в нее снова и подстройте ее к будущему.

V Техника расширения восприятия. Теперь можно вернуться к визуальной модальности и расширить восприятие

клиента чтобы он смог извлечь из своей неприятности урок и смысл, а заодно и (если она до сих пор не разрешена) отыскать альтернативы и решения. Дело в том, что человеческий мозг частенько не слишком удачно шутит, заставляя видеть в ситуации только то, на что мы его запрограммировали. Ведь даже в обычном — хорошем — состоянии мы обычно созерцаем не реальность, а только то, что допустили из нее в наше поле осознавания многочисленные «фильтры» типа репрезентативных систем (если вы визуал, до вас не вполне дойдет аудиальная и кинестетическая информация), ценностей, убеждений и массы других.

В результате поле («карта») восприятия человека оказывается зачастую суженным до нельзя, и в него просто не входят свойства, альтернативы и решения, которые позволили бы ему с блеском выйти из трудной ситуации. Однако мы вполне можем существенно расширить сознание и осознавание клиента, воспользовавшись техникой переферийного процесса (по М. Аткинсон и материалам мастерского курса НЛП ИГИСП).

Делается она так.

1. Вспомните ситуацию, которая была или является в каком-нибудь смысле проблемной для вас. Увидьте ее в виде картины или фильма.

2. Сфокусируйтесь на ощущениях Вашего тела. Как Вы себя ощущаете, вспоминая эту ситуацию ?

3. Просмотрите картину или фильм вновь. В картине увидьте себя со стороны. Фильм же превратите в серию маленьких, объемных черно-белых картинок, заключенных в рамку.

4. Просмотрите картину или фильм опять. Увидьте себя в них и установите периферийное зрение. Для этого сделайте рамку при помощи рук, а затем раздвиньте ее в стороны так, чтобы краешками глаз видеть свои руки. Не смотрите прямо на периферию — продолжайте смотреть перед собой.

5. Просмотрите эти картинки или фильм снова — и диссоциирование, и так, как если бы вы были внутри опыта (то есть не видя себя самого). Сохраняя периферийное зрение, связь с телом и замечая сходство и различия. Спросите себя: «Чьи ценности я использую?», «Чему я могу научиться?» Если ценности, которые вы используете, ваши собственные, спросите себя: «Какя могу стать другим в будущем ?»

По М. Аткинсон, результатом такого процесса является то, что люди часто создают «Большую, более полную кар

тину». И буквально начинают видеть отношения главного объекта своего внимания с другой точки зрения. Между элементами человеческого опыта возникает как бы больше баланса, и все его составляющие выстраиваются в перспективу.

V Система быстрого разрушения навязчивостей. Если вы осуществили все вышеописанное (включая обязательную работу по расширению восприятия), позволили клиенту извлечь урок из давнишней ситуации, но тем не менее так и не смогли от нее (этой самой ситуации, а точнее, от связанного с нею неприятных воспоминаний и некой «принудительности» этих воспоминаний) его избавить, пришла пора заняться более систематическим уничтожением всего этого неприятного и принудительного (преимущественно в визуальной модальности).

Лучше всего это сделать, используя то, что можно назвать системой техник быстрого разрушения, рекомендованных блестящими и очень «плодовитыми» энэлперами К. и С. Андреас («Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами»). Однако прежде чем приступить к ней, на всякий случай проведите тщательную экологическую проверку. Как справедливо указывают вышеупомянутые авторы, разрушение создает амнезию, а любые мысленные картины (фильм) клиента могут быть каким-либо образом полезны для него (например, содержать информацию о том, чего не стоит делать в будущем). Если это так, лю будет лучше, если вы сначала выделите полезную для клиента информацию и поместите ее в какую-нибудь новую картину (вернитесь-ка к технике расширения восприятия!). Или просто воспользуйтесь каким-либо иным, не создающим амнезии, вмешательством.

А теперь о том, что можно сделать в этой самой системе техник быстрого разрушения проблемных состояний и навязчивости (в вышеупомянутой книге они называются просто «Разрушение»).

Во-первых, примените растрескивание. Это то, что происходит с закаленным стеклом (например, с лобовым стеклом машины), когда оно разбивается. Так что предложите клиенту представить, что тревожащий его зрительный образ как бы нарисован на лобовом стекле, после чего пусть он мысленно стукнет как следует молотком или кирпичом и с удовольствием посмотрит, как оно разбивается и распадается. Если надо, повторите это несколько раз, дабы «рас- трескать» неприятное воспоминание полностью и навсегда.

Во-вторых, посоветуйте ему просмотреть свои картинки «шиворот-навыворот». Как и Андреас, мы не знаем, что при этом происходит. Но всякий раз, когда предлагали сделать это своим пациентам, они обязательно обретали что- то полезное. Обычно фильм или картинка как бы выворачивались, и все, находящееся в центре, внезапно перемещалось (автоматически, а не осознанно!) наружу, а все, что было по краям, «сплющивали» в центре. Бывало и так, что внезапно, само собой, «картинки» переворачивались кверху ногами, а фильм начинал идти «задом-наперед». Однако чтобы не происходило, терапевтический эффект был налицо: навязчивость уменьшалась или просто исчезала.

В-третьих, предложите клиенту поместить «картинку» на воображаемый экран и представить, что проекционная лампа прожигает дырку в этом и всех прочих кадрах. Если он того хочет, то может просто сжечь экран вместе с образом.

В-четвертых, для разрушения картины можно также просто порекомендовать клиенту:

о поворачивать ее как в калейдоскопе;

о смывать как акварель или рисунок на тротуаре под дождем;

о увидеть образ в зеркале, которое разбивается, или в водоеме, поверхность которого приходит в волнение.

s> Отделение контекста от поведения. Все вышеописанное более всего подходит для тех случаев, когда проблемное переживание закодировано мозгом в виде отдельной статичной картины или серии этих картин. В случае же, если оно вспоминается исключительно в виде некоего «фильма ужасов», будет лучше, если вы воспользуетесь одной из двух нижеописанных техник.

Первая из них — это техника «отделения себя от контекста», созданная все теми же К. и С. Андреасами (и описанная ими в вышеупомянутой книге). Под контекстом здесь понимается сама по себе ситуация, окружающие вас условия и обстоятельства или, если хотите, «декорации» «фильма ужасов» клиента.

1. Подумайте о неприятном воспоминании и прокрутите его как короткий фильм. Оцените, как Вы реагируете на это воспоминание.

2. Увидьте на картине себя, то есть перейдите в диссоциированное состояние. И четко разделите себя и контекст. Используйте для этого любые субмодальностныеразличия, которыми вы можете легко воспользоваться — размер, цвет, дистанция, прозрачность и т. п. Например, если картина черно-белая, увидьте себя в цвете. Если картина далеко, увидьте себя близко.

3. Прокрутите фильм вперед с диссоциированным собой, движущимся на удвоенной скорости, и контекстом, движущимся на половинной скорости (не наоборот!). Вы увидите, что «приходите» к концу фильма раньше, чем появляется контекст, так что Вам придется ждать, пока этот самый контекст не «приплетется» за Вами.

4. Прокрутите фильм обратно с самим собой, движущимся на половинной скорости, и контекстом — на удвоенной скорости (не наоборот!). Па этот раз контекст придет к концу фильма раньше, чем Вы.

5. Теперь прокрутите фильм обычным способом, чтобы проверить, есть ли изменения в ваших ощущениях.

6. Если изменений нет, проделайте это еще раз также в диссоциированном состоянии, и, сделав себя больше, чем контекст.

Как отмечают Андреасы, люди, проделав это, обычно сообщают об ощущении типа «мозги перевернулись вверх дном». Именно поэтому они считают эту технику очень полезной для разрушения заякоренных связей типа «причина—следствие» (между контекстом и вами). Когда человек двигается на удвоенной скорости, стимулы появляются после его реакций на них, а следствия происходят до причины, что просто лишает их смысла. Так что вы можете использовать эту технику, чтобы «стереть» у клиента старые неприятные причинно-следственные связи, и «вмонтировать» какие-либо другие, более приятные или экологичные.

Кстати, если он попадает в плохое состояние с помощью собственных дурных мыслей, вы можете использовать также и другую из созданных Андреасами (и описанных ими все в той же книге «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами»), процедуру — технику разрушения причинно-следственных связей между мыслями и состояниями (не очень умными мыслями и соответствующими им негативными состояниями).

Используйте любые субмодальности, чтобы создать различие между вашим мышлением и вашим внутренним состоянием. Затем прокрутите фильм вперед со своими внутренними состояниями на удвоенной скорости и своими связанными с ними мыслями на половинной. Потом прокрутите фильм обратно с состояниями на половинной скорости, а мыслями на удвоенной. Сделайте это как в ассоциированном, так и в диссоциированном состоянии, дабы выяснить, что для вас наиболее эффективно...

Вторая техника — это очень любимая нами техника обезумливания субмодальностей, с которой мы познакомились на сертификационном тренинге М. Аткинсон.

/. Подумайте о неприятном воспоминании или проблемной ситуации и прокрутите его как диссоциированный фильм (если фильм ассоциированный, «диссоциируйтесъ» из него).

2. Теперь прокрутите тот же фильм, представив, что вы смотрите его по черно-белому телевизору.

3. Снова прокрутите черно-белый фильм, но с удвоенной скоростью (обязательно обратите внимание, что «беседующие» или ругающиеся в нем люди — если, конечно, там есть «звуковой»ряд — разговаривают теперь в стиле Чипа иДейла).

4. Опять прокрутите на удвоенной скорости черно-белый фильм, но теперь уже задом наперед (из конца — в начало).

5. Снова прокрутите этот черно-белый фильм — задом наперед, на удвоенной скорости, но теперь еще и кверху ногами.

6. Опять просмотрите все это, но на экране, имеющем раму в виде овала с прорезью внизу.

7. А теперь присмотритесь к этой раме и выясните, что вы смотрели свой фильм в судне унитаза. Нажмите на ручку сливного бачка и спустите воду вместе с... остатками фильма.

Однако мы не советуем вам усердствовать с уничтожением, особенно, если речь идет о каких-то крупных или серьезных воспоминаниях, пусть даже они остались неприятными или навязчивыми. Ведь это — собственный опыт клиента. Драгоценный опыт его жизни. Который следует не уничтожать, а переосмысливать — в полном соответствии с библейским указанием на необходимость отделения зерен от плевел. Что вы вполне можете осуществить, применив, например, технику «буквальный рефрейминг» Р. Бэн- длера, описанную в книге К. и С. Андреас «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами».

V Техника буквального рефрейминга. Как справедливо отмечают эти авторы (и как уже знаете вы), вообще-то в нейролингвистическом программировании термин «рефрей- минг» используется для обозначения словесного перефор-

мулирования чего-то, в результате это «что-то» приобретает иной смысл и содержание. Однако буквально «рефрейминг» означает «изменение рамки» (то есть является визуальным, а не аудиальным словом). Может, именно поэтому эффектом процесса рефрейминга обычно действительно выступает чисто визуальное же помещение проблемного события в какую-нибудь новую рамку или фон. Но можно сделать это и без «словесных выкрутас» — просто и буквально. По рекомендациям К. и С. Андреас и с техники буквальногорефрейминга.

1. Подумайте о ситуации, при м ысли о которой вы чувствуете себя плохо. Это может быть все, что угодно: старое воспоминание, нынешняя проблемная ситуация или ограничение, а может быть и что-нибудь еще.

2. Тщательно рассмотрите визуальную часть своего проблемного опыта, затем мысленно шагните из него назад, так, чтобы вы видели себя в этой ситуации (диссоциируй - тесь). Если вы не сможете создать эту диссоциацию осознанно, и просто «почувствуйте», что проделываете это или притворитесь, что сделали.

3. Теперь поместите вокруг этой картины большую золотую раму в стиле барокко примерно в два метра шириной.

И отметьте, как это изменяет ваше восприятие проблемной ситуации.

4. Если изменения недостаточны, поэкспериментируйте.

Используйте овальную рамку, какие употреблялись много лет назад для старых семейных портретов; раму из нержавеющей стали с острыми краями или цветную пластиковую рамку.

5. После того, как рама выбрана, поразвлекайтесь, украшая «картину» и пространство вокруг нее. Музейное яркое освещение, приподнятое над картиной, «проливает иной свет на предмет», нежели тусклая свеча, стоящая на подставке под ней. Видение реальной обрамленной картины среди других картин на стене в музее, или в чьем-то чужом доме, может создать совершенно «другую перспективу». Если хотите, то даже просто мысленно выберите знаменитого — или не очень — художника и превратите свою картину в полотно, исполненное этим художником или в его стиле.

«Переписывание» неудач. Ну а если клиенту все-таки неймется что-то там в его опыте нарушить и разрушить, то... опять-таки и все-таки откажитесь от «вычеркивания» элементов и эпизодов его жизни. Ведь именно нейролингвистическое программирование позволяет нам делать и нечто очень-очень интересное — полностью переписывать воспоминания жизни (разумеется, неприятные и болезненные), как если бы то, что случилось с человеком, было всего-навсего черновиком, который нынче можно переписать заново. Особо полезной оказывается эта техника для, к сожалению, случающихся у всех без исключения людей неудач, где помощь является безоговорочно и исключительно необходимой. Дело в том, что неудачи не только треплют и курочат самооценку человека, а значит, и уверенность в себе, но еще и формируют в нем ограничивающие убеждения типа «Я никогда не смогу этого сделать», которые сужают поле возможностей нашей жизни, ибо в соответствии с этими убеждениями мы больше никогда не пойдем туда, где потерпели серьезную неудачу. Однако любой неудавшийся опыт есть прежде всего (и более всего) «информация к размышлению» о том, что было сделано неправильно, дабы не повторить это неправильное в будущем. Вот здесь-то без предлагаемой нами техники вам не обойтись. Для того, чтобы с ее помощью переписать неудачу или негативное состояние клиента, обычно хватает трех-пяти повторений.

Техника переписывания неудач делается следующим образом!

1. Вызовите в памяти ситуацию неудачи или неприятное состояние, которое «осадком» сохраняется в вашей душе.

2. Ощутив себя достаточно дискомфортно, опустите глаза вправо — вниз (доступ к кинестетическим ощущениям) и выделите из всего этого дискомфорта (синестезии как слитного комплекса неприятного) только чувство, которое вы испытываете в связи с этой неудачей или состоянием. Определите для себя и обозначьте (как бы наклеив ярлык) это чувство.

3. Переведите глаза в положение «влево — по горизонтали» (доступ к слуховым воспоминаниям о неудаче или неприятном состоянии) и вспомните все звуки и/или слова, которые сопровождали вашу неудачу или неприятное состояние.

4. Переведите глаза влево — вверх (доступ к зрительным воспоминаниям) и вспомните образ (картину или картины), с которым были связаны ваша неудача или неприятное состояние. Не старайтесь вспоминать намеренно, просто смотрите в пустоту и воспоминание придет.

5. Переведите глаза вправо — вверх (доступ к зрительному конструированию) и вообразите желаемые вами картины ситуации, в которых неудача или ситуация, вызвавшая ваше

состояние, превращается в обратную связь (как минимум) ши просто победу (но не переусердствуйте с победой — неуда- ча-тоу вас все-таки была и из нее следует сделать выводы).

6. Теперь как бы перетащите эту сконструированную картину «удачи» глазами из положения «доступ кзрительно- му конструированию» в положение «доступ к зрительным воспоминаниям» (то есть просто двигая глазами по дуге из положения взгляда «вправо — вверх» до положения «влево — вверх»). Повторите этот процесс столько раз, сколько необходимо для того, чтобы воображенное стало реальным. Если нужно, подключите ресурсные образы или состояния.

7. Переведите глаза в положение «вправо — по горизонтали» (доступ к слуховому конструированию) и «услышьте» все звуки, которые должны были бы сопровождать Вашу «победу». Перетащите эти звуки и слова в область слуховых воспоминаний, двигая глазами «по горизонтали». Опять-таки добейтесь устойчивого воспроизведения.

8. Посмотрите вниз — влево (доступ к внутренней речи и вторичным эмоциям) и представьте, что Вы должны были чувствовать в этой новой, заново сконструированной «победительной» ситуации. Извлеките соответствующую эмоцию, «объярлычъте» ее и «перетащите» в область кинестетических ощущений (см. п. 2), где она пусть как бы заменит, вытеснит или уничтожит прежнее чувство.

Еще раз вспомните о неудаче или негативном состоянии и отметьте изменения. При необходимости повторите шаги

V Визуально-кинестетическая диссоциация (ВКД). Все вышеописанные техники позволяют легко справиться с любыми случаями микронавязчивостей и неудач. Однако если травматическая ситуация перешла некий внутренний порог и превратилась в фобию (например, когда после автомобильной аварии клиента трясет при одной мысли о том, чтобы снова сесть за руль), рекомендуем вам обратиться к более сложным и «показанным» именно для таких случаев техникам.

Первая их этих техник — это вышеупомянутая техника визуально-кинестетической диссоциации. Она очень эффективна во всех тех случаях, когда вам надо преодолеть фобию или уничтожить последствия психотравмы.

Ниже приводится «классический» вариант техники ВКД, описанный в материалах семинаров по НЛП ИГИСП (автор описания неизвестен).

1. Установите мощные якоря комфорта и «здесь и теперь».

2. Представьте себя как бы вышедшим из самого себя и увидьте, как на слайде, опять-таки себя, но в самый первый момент Вашего травматического происшествия. В результате окажется, что Вы сидите и, одновременно, представляете себя более молодым прямо перед собой.

3. После того, как вы все это ясно представите, как бы оставьте свое тело таким образом, чтобы вы могли представить себя сидящим на прежнем месте и наблюдающим за собой более молодым. В результате вы как бы существуете в трех лицах. Вся перспектива просматривается из третьего положения, тело ваше находится во втором положении, а себя, более молодым и испытывающим травму, Вы видите в первом положении. Как только вы установите эту так называемую трехпозиционную диссоциацию, заякорите ее.

4. Теперь — как это ни больно — снова проиграйте свой VAKпсихотравмы (того, что так не хочется вспоминать), но при этом оставаясь кинестетически диссоциированным от данного травматического происшествия, а только лишь наблюдающим за собой молодым, переживающим травму. Для того, чтобы оставаться таковым, используйте якоря (комфорта и «здесь и теперь»), а также языковые выражения, которые помогут разграничивать три случая: «я здесь на «перспективном» месте»; «я в настоящее время» и «я в молодости, переживающий то, что случилось тогда». Это очень важно, дабы отделить ваше травмированное «Я» в молодом возрасте от Вас, наблюдавшего за собой сегодня с «места перспективы».

5. «Просмотрев» и «прослушав» ситуацию психотравмы перейдите из третьего положения обратно во второе, так, чтобы вы, который смотрел с перспективы, интегрировался с фактическим положением вашего тела.

6. А теперь мысленно подойдите к себе молодому—человеку, который пережил травму. Убедите его в том, что вы пришли из будущего. Окажите себе молодому любую необходимую поддержку, проявляя максимальное участие.

7. Пжле того, как Вы в вашем нынешнем состоянии видите, что, будучи визуально представленным молодым, вы получили достаточную поддержку и достигли утешения и понимания, интегрируйтесь, перенеся свою более молодую часть в свое собственное тело. И освободите якорь диссоциированной визуальной перспективы.

Предупреждаем, что в случае сильной.и свежей травмы вашего клиента эту процедуру (или некоторые ее части) вам придется проделать 2—3 раза — до тех пор, пока он не сможет оставаться достаточно диссоциированным с тем, чтобы можно было бы довести до конца дело освобождения от прошлого.

V Техника быстрого лечения фобий. То, что описано выше, не является «чистым» ВКД. Ибо мы включили в нее некоторые элементы техники быстрого лечения фобий, еще одного прекрасного способа борьбы с посттравматически- ми переживаниями и просто страхами. Выполняется же она следующим образом (приводится базовый вариант этой техники из материалов к семинарам по НЛП ИГИСП — автор описания не известен).

/. Прежде всего усвойте и объясните самому себе два момента:

а) большинство людей приобретают фобию в результате одной-единственной ситуации, которая была очень опасной или казалась таковой. То, что для проявления страха (боязни) потребовался всего лишь один случай, лишь одно испытание, доказывает, что Ваш мозг действительно способен быстро научиться, и это облегчает процесс освоения вами новой реакции;

б) та часть Вас, которая все эти годы защищала вас, сохраняя эту фобию, — это важная и ценная часть, и вы хотите сохранить ее способность защищать Вас в опасных ситуациях, однако отшлифовав и усилив эту ее способность путем обновления информации.

2. Получите доступ к состоянию фобии (частично), вспомнив, например, когда в последний раз Вы перепугались, или о том, что случилось, когда у вас появилась фобия.

3. Диссоциируйте самого себя, как бы «разнесясь» в три места:

а) закройте глаза и представьте себе, что Вы сидите посредине кинотеатра (первая диссоциация) и видите черно-белый слайд со своим изображением на экране (вторая диссоциация);

б) а сейчас мысленно поднимитесь в будку кинооператора, откуда Вы сможете увидеть себя сидящим в кресле в зале и наблюдающим за черно-белым изображением на экране (третья диссоциация). И четко разведите для себя эти три места.

4. Организуйте для себя просмотр черно-белого «фильма».

Сейчас вы как бы находитесь в будке кинооператора и смотрите и слушаете черно-белый фильм о себе самом, описывающий самый первый или самый неприятный случай, когда Вы испытали эту фобию. Просмотрите и прослушайте этот фильм целиком, начиная с того момента, который предшествовал этому неприятному событию, и до самого конца, когда все снова стало хорошо. Смотрите и слушайте, как наблюдатель со стороны, как Вы более молодым проходите через психотравму — так, как будто это случилось с кем-то другим. Когда Вы дойдете до того момента, когда все снова станет хорошо, остановите фильм, но оставьте глаза открытыми.

5. Сделайте просмотр фильма в обратном порядке.

Теперь войдите («впрыгните») в последний кадр фильма, который Вы только что остановили, и очень быстро просмотрите его в обратном направлении в цвете: в течение 2 секунд и до момента начала неприятных событий. Сделайте описанное вп.п. 4 и 5 несколько раз.

6. Проверка и подстройка к будущему.

Попробуйте снова вызвать состояние фобии, задавшись, например, вопросом, что бы случилось, если бы Вы оказались в той ситуации сейчас? Если проблемная реакция все же сохранилась, повторите процедуру, делая ее каждый раз все быстрее, пока ничего не останется от фобическойреакции.

7. Заключение.

Подумайте о том, что хотя у Вас были и фобия, и психотравма, Вы уже далеко ушли от тех конкретных ситуаций, когда все это было. Так что у вас просто не было возможности извлечь из этих ситуаций уроки. Поэтому, когда вы повстречаетесь с подобными ситуациями в будущем, проявляйте определенную степень осторожности, пока Вы не изучите их в достаточной для безопасности степени.

Упражнение 50.

-> Составьте список всех своих навязчивых и просто проблемных состояний и для каждого из них осуществите или еде- | лайте:

-> технику избавления от проблемных состояний и микронавязчивостей или (для серьезных состояний),

-> технику «Троица». Любовь, свет и смех.

Упражнение 51.

-> Подумайте о любой своей проблеме как следует, вдумчиво и внимательно, но в основном, ориентируясь на визуальные образы и «фильмы» (мы уверены, что их будет предостаточно). Разбейте все это на смысловые или временные блоки и для каждого из них примените технику «периферийного видения проблемы».

Скорее всего, что очень многое станет для вас ясно и понятно, но совсем по-другому.

Упражнение 52.

-> Составьте список всех своих неприятных воспоминаний и после проверки экологии (экологично ли каждое из них ам- незировать) осуществите работу с системой техник быстрого разрушения.

Упражнение 53.

-> Выделите неприятные «сюжеты» из своего прошлого и «прокрутите» их через технику обезумливания субмодальностей.

Упражнение 54.

-> Все основные свои неудачи, о которых вам не хочется вспоминать, «перепишите» заново, превратив их в опыт побед.

Упражнение 55.

-> Составьте список своих прошлых страхов, тревог и сомнений и проделайте для каждого случая этого неприятного или болезненного опыта технику ВКД.

Упражнение 56.

->Определите, каких именно ситуаций, событий или обстоятельств вы боитесь в вашем будущем, и сделайте для каждого их этих паттернов технику быстрого лечения фобий.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Андреас Ст., Андреас Кон. «Сердце мозга». — Екатеринбург: МООПД, 1993.

2. Андреас К., Андреас С. «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами». — СПб.: «Ювента», 1994.

3. Бэндлер Р. «Используйте свой мозг для изменения». — СПб.: «Ювента», 1994.

4. Бэндлер Р., Гриндер Дж. «Рефрейминг». — Воронеж: НПО«МОДЭК», 1995.

5. О'Коннор Дж., Сеймор Дж. «Введение в НЛП». — Челябинск: «Версия», 1997.

6. Пуселик Ф., Люис Б. «Магия нейролингвистического программирования без тайн». — СПб.: «Петербург—XXI век», 1995.

7. «Трансформация личности: нейролингвистическое программирование». Анализ и комментарии О. Ксенд- зюк. — Одесса: Хаджибей, 1995.

 








Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 1240;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.045 сек.