СЪЕЗЖИЕ ПРАЗДНИКИ И КАНУНЫ
К наиболее значимым праздникам местного значения в Енисейской губернии относились престольные и храмовые —праздники, устраиваемые в честь имени своего храма. Это был праздник всего прихода, объединявшего до 15 – 20 деревень.
Например, 23 ноября, в день св. Митрофана, был престольный праздник в с. Тигрицком Минусинского уезда; 8 ноября, в Михайлов день, — престольные праздники в сс. Большая Мурта, Чернореченское, Сонское и др. В день Рождества устраивали престольные праздники в с. Таштып, г. Енисейске (с 1758 г.), с. Усть-Питском Енисейского уезда; на Вознесенье — престольный праздник в с. Рождественском Канского уезда; в Ильин день — в Пировском, Чащино Енисейского уезда; в день иконы Казанской Божьей Матери — в сс. Ужур Ачинского уезда и Имисском Минусинского уезда и др.
В дни престольных праздников было принято устраивать в волостных селах «съезжие» праздники. Проходили они очень своеобразно: село принимало в гости крестьян всех окрестных деревень, а затем эти селения по очереди встречали гостей у себя. И так, «по кругу», гостевали весь год.
Съезжались обычно по 100 – 300 мужчин и женщин в нарядных одеждах, с гостинцами-подарками, как родственники, так друзья и знакомые. Отмечалось, что в эти дни стирались различия между зажиточными и «слабыми» — все одевались в «фабричные» одежды, а женщины — так, «как в России женщины благородного сословия». Гостей приглашали в дом «по возможности» — кто по 15 – 30, а кто по 1 – 2 человека. Но всех старались угостить «от души». Часто приглашали первых встречных, прямо из толпы на улице, и вели в дом.
Священник Т. Попов писал об этом так: «Приготовляясь к празднику, каждая хозяйка за неделю и более начинает варить пиво, настряпывает различных кушаньев. Гостей встречают во дворе. После приветствия и спроса о здоровье вся толпа входила в горницу, при этом хозяева шли позади всех. Самовар уже готов, тарелки расставлены. Непременно здесь шанежки с клубникой и смородиной, разные пирожки, калачи, мед, постное и скоромное масло. Чем исправнее крестьянин, тем более стол усложнен».
Гости старались побывать во всех домах; часто вышедшие из-за стола, закусив порядочно в одном доме, отправлялись в другой. Молодежь собиралась вместе, ходила по домам и улицам, вечером шла в один из домов на «вечерку». Часто знакомства молодых людей в съезжий праздник заканчивались браком. Встречались в съезжие праздники родственники из соседних селений, «кумовались», принимали гостей «городских» сословий в любой дом. Часто съезжие праздники в больших и богатых волостных селениях сопровождались ярмарками («ярманками»).
Еще на рубеже XIX – XX вв. во многих таежных глухих селениях по Ангаре и Енисею отмечались «кануны» — совместные трапезы членов общины, устроенные в складчину. Кануны-братчины неоднократно запрещались властями и церковью. Истоки их уходили в глубокую древность, в языческие времена. Кануны относились к числу «заветных» праздников, традиционных для данного селения, в честь святого или особого события. Они имели в основе и «избавление от бедствия или чудесное знамение».
На собранные «общественные» деньги варили в специальном котле пиво для «кануна». Это пиво носило одноименное название. В складчину готовили праздничный обед. В день кануна проводили торжественный молебен в честь святого, устраивался Крестный ход вокруг селения или на поля. Затем все шли в специально откупленную для празднования избу, где за общим столом трапезничали. Примечательно, что во многих селениях пиво пили из больших чаш-братин. Следовательно, это был праздник единения членов общины. Как кануны, так и съезжие праздники сплачивали жителей селений и волостей в единое сообщество старожилов сибирского края.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1005;