СЕМЬЯ И РОДСТВЕННИКИ
Процессы освоения сибирских земель и этапы формирования постоянного населения тесно связаны с процессом складывания семейного уклада жизни у новоселов Сибири. На интенсивность, на складывание того или иного типа семьи влиял целый ряд причин: исторических, географических, этнографических, экономических.
Первоначально в сибирском крае не было условий для жизни устойчивой и обустроенной семейными отношениями. Быстрое продвижение на Восток небольших воинских формирований казаков и служилых людей, охотничьих артелей промысловиков, правительственные переводы и ссылка, миграции «гулящих» людей — все эти процессы представлены повсеместно мужчинами-одиночками. «Немирная» обстановка первых десятилетий не способствовала обзаведению семьей. Так, в Нерчинском остроге первоначально все служилые люди были одинокими, за исключением воеводы Пашкова и его сына.
В данной связи любопытен документ — челобитная из Енисейска, направленная в Москву в 1630 г.: «Вели, государь, нам прислать гулящих женочек, на ком жениться, а без женишек, государь, нам быть никак не мочно». Вскоре последовал Указ царя Михаила Федоровича: «В которых городах объявятся гулящие женки и девки, тех отсылать в Енисейск».
По мере укрепления положения русских в Сибири они начали перевозить сюда своих «домочадцев», ездили в «Россию» за женами, вывозили родственников. В связи с нехваткой женщин часты были браки с представительницами местных народов — по согласию, даже с купленными или с теми, кого «умыкнули». Подобные смешанные браки были более характерны для северных и восточных окраин страны.
Реальный и устойчивый процесс формирования семей у русских в Сибири был тесно связан с процессами земледельческого освоения сибирского края. Если в 1669 г. семейные крестьяне составляли в Енисейском уезде 56,6%, то в 1680 г. численность их возросла до 67,6%. Внутренняя миграция крестьянского населения совершалась в основном семьями, среди «промышленных» и служилых людей семейных было меньше. К середине XVIII в. соотношение мужчин и женщин стало равным, но непрочным. Постоянные высылки в Сибирь военнопленных, ссыльных, поселенцев, «штрафных нижних чинов» увеличивали количество мужчин. Только в первой половине XIX в. с 1816 по 1854 гг. сюда было переселено 119 тыс. мужчин.
Складывающиеся семьи сибиряков по форме первоначально были «малой семьей», состоящей из родителей с малолетними детьми или без детей. В конце 80-х гг. XVII в. в Енисейском уезде семьи составляли 63,3%. В этих семьях было от 1 до 3 лиц мужского пола, что крайне затрудняло разработку пашни и ведение хозяйства. Крестьяне начали привозить из «России» братьев с семьями, родителей своих и жены, дядей и племянников.
Постепенно формировались неразделенные семьи. Выросшие здесь дети и внуки, привезенные сюда родственники предпочитали вести общее хозяйство. Если в такой большой неразделенной семье главой был старший в роду дед или отец, то называлась семья «отцовская», если проживали вместе семьи братьев или родственников, то «братская» («брацкая»). К 20-м гг. XVIII в. в Енисейском уезде половину семей составляли неразделенные семьи, второе и третье поколение которых родилось и выросло здесь. Из них до 43,7% составляли семьи с 4 – 6, а 19% — с 7 – 10 мужчинами. Некоторые семьи имели численность до 30 человек! Неразделенность семей в значительной степени зависела и от повинностей, налагавшихся на семью в целом, например, государевой пашни, составлявшей до 1/5 части возделанной семьей земли.
Главой семьи был отец – «большак», в женской половине — мать («большуха»). Права, обязанности членов семьи были строго регламентированы согласно традициям. Так, например, в судебном иске жителя Балахтинской волости Василия Евдокимова Бутенко говорится, что «много сварливости перенес за свою жизнь… от отца, но терпел потому, что он как родитель имел на это право». Мы видим здесь осознанно выраженное понимание, что патриархальные отношения допускали полную власть домохозяина над своими «домочадцами». Но в сознании крестьянских детей данная власть не воспринималась как насилие.
В 1760-е гг. государева пашня была отменена, сибирских крестьян перевели на повинности в денежной форме с лиц мужского пола. В то же время система рекрутских наборов заставляла общину выделять рекрутов из больших семей, да и обработка освоенных земель требовала к этому времени меньших затрат труда. Постепенно происходил раздел больших старожильческих семей на малые, но они уже были иными по численности, чем раньше.
При семейном разделе в Енисейской губернии присутствовал следующий древний ритуал. На столе размещали ковригу хлеба, солонку и свечу. Вся семья некоторое время сидела молча. Затем отец отрезал ломоть хлеба, который сын брал с собой в свой дом. В данном случае отрезанный ломоть хлеба выражал не только факт раздела домохозяйства, но и ритуальное обеспечение процесса раздела совместного имущества.
При разделе семьи сыновья получали равные доли. Но в источниках присутствует и прямая оценка личности человека по трудовым критериям, учитываемая в ходе разделов и наследования имущества. В судебном разбирательстве по наследственному делу в Богучанской волости выборные признали «наследовать имущество сыну К., т.к. он в труде заслужил право достойного домохозяина, а его братья М. и П. шлялись по разным селениям как бездомные».
Определенная доля выделялась дочерям. «Незаконнорожденные», приемные дети имели равные права со всеми. При разделах семейные связи не рвались. Однако все же неразделенные семьи в XIX в. не редкость для зажиточных семей в Енисейской губернии.
Наиболее верную оценку согласования интересов родителей и детей дал знаток сибирского быта этнограф Н.С. Щукин. Он писал в 1860-х гг.: «В деревне знают, за какой девкой ухаживает парень, а потому женят его на ком надобно». Большинство браков заключалось в пределах своей волости. Традиционными были «союзы» жителей двух-трех деревень, например, с. Тасеево — с. Абан в Канском уезде. Большинство старожильческих семей вели начало от одного предка или группы родственников, первых засельщиков края. Весьма распространены и сейчас такие фамилии старожилов, как Чащины, Потылицины, Патрушевы, Брюхановы, Черкашины, Литвиновы, Лалетины, Юшковы, Туровы, Привалихины и т.д.
Со временем изменялся и возраст лиц, вступавших в брак. Если в XVII – первой половине XVIII вв. большинство мужчин женились в возрасте около 35 лет, то впоследствии их брачный возраст снизился до 16 – 17 лет. Девушек старались отдать замуж как можно позже, например, в Приангарье часты были браки, в которых невесты были старше женихов. Определенным показателем трудолюбия невесты и зажиточности ее семьи считалось приданое. Так, по источникам, крестьянка д. Карабульской Кежемской волости А.Ф., выходя замуж в 1887 г., имела следующее: 4 ситцевых платья, 2 юбки, 2 шали, кокетку, 2 фартука, 2 рубахи, платок, серебряные серьги и кольцо, 3 лукошка, квашню, сетку и более 30 аршин натканного полотна.
Как и везде в России, брак освящался в церкви по православному обряду. Но в Сибири были нередки и браки невенчанные, особенно у старообрядцев. Отмечалось, что разводы у сибиряков крайне редки. В новый брак могли вступать после смерти одного из супругов.
Для Сибири характерна была высокая рождаемость. По подсчетам В.В. Воробьева, она была значительно выше, чем в Европейской России: если там прирост составлял 7,6, то по Енисейской губернии — 15,9, а по г. Красноярску — 19,4! Здесь рождаемость была близка к естественному биологическому максимуму рождаемости. Дети и подростки составляли до 40% населения.
Довольно высока была численность лиц преклонного возраста. В Восточной Сибири численность русского населения в 1710 г. составляла 135 тыс. человек. Источники свидетельствуют, что здесь проживало 145 мужчин и 87 женщин от 90 до 100 лет. Старше 100 лет было, соответственно, 15 и 16 человек.
Брачная пара без детей не считалась полноценной и поэтому относилась к семьям, «обиженным Богом». В качестве психологической установки на количество детей можно привести поговорки: «Семеро по лавкам…», «Семья — семь я» и др. Поэтому наблюдалось повсеместно стремление взять на воспитание сироту или ребенка из многодетной семьи.
Из общественного приговора: «Крестьянин Григорий Скрипальщиков, не имея родных детей, взял на воспитание к себе у крестьянина одной с ним деревни Федора Артемьева сына… 3-х месяцев».
Исключительно важную роль в Сибири играли родственные отношения. Даже в третьем-пятом поколении потомки продолжали поддерживать тесные связи, помогать друг другу. Это обусловливалось традициями «помочей», совместного подъема пашни, общими праздниками. Родственники встречались в «съезжие праздники, на свадьбах, крестинах, «проводинах» в «рекруты», а впоследствии — при призывах в армию. Родственники собирались вместе провожать в последний путь усопшего...
Как и в России, данные связи были кровные, по родству и кумовству. Для обозначения родственных связей использовались традиционные термины (табл. 6).
Таблица 6
Термин | Категория родственных связей |
Свекр и свекровь | Родители мужа, «большак» и «большуха» в доме |
Тесть и теща | Родители жены |
Сват, сватья | Родители супругов по отношению к друг другу |
Сноха | Жена сына по отношению к свекру (для матери мужа она невестка) |
Невестка | Жена сына для его матери или по отношению ко всем родственникам мужа |
Зять | Муж дочери, сестры, золовки |
Свояки | Мужья сестер по отношению друг к другу |
Своячницы, сношеницы | Жены братьев по отношению друг к другу |
Деверь | Брат мужа |
Золовка | Сестра мужа |
Шурин | Родной брат жены |
Ятровь (ятровица) | Сестра жены |
Кум и кума | Крестные отец и мать по отношению к родителям окрещенного и по отношению друг к другу |
Крестник | Крестный сын |
Побратим | Названый брат |
Сродные братья | В Сибири: братья двоюродные, троюродные и т.д. |
Сводные братья | Родные дети мужа и жены, сведенные вместе при создании новой семьи |
Единокровные братья | Родные сыновья одного отца и разных матерей |
Единоутробные братья | Родные сыновья матери от разных отцов |
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 765;