В украинских семьях были разнообразные традиции и обычаи.
Предродовые: по всей Украине были поширены запреты на употребление определенных продуктов, не смотреть на некоторых животных и ползающих, не встречаться с калеками, слепыми, больными. Это связано с тем, что в народе верили в то, что проблемы других могут перейти на ребенка. Беременная старалась скрывать свою беременность как можно дольше, чтобы никто не сглазил и легко было рожать.
Родовые: приглашали бабу-повитуху для родов. Она приходила с хлебом, водой священной и зельем. В доме, где находилась роженица, открывались все окна, двери, развязывались все узлы (чтобы легче рожать). Потом обкуривала роженицу зельем с молитвами. Большое внимание уделяли купанию в первый день рождения в купели (вода – сила, чистота). Приходящий в этот день в дом, должен дать монету, на счастье. Потом обсушивали младенца около печи (огонь – священный, приобщали к домашнему очагу). После этого на ребенка одевали различные обереги, а особенно красную нитку на ручку, чтобы предохранить от заболеваний (она как бы должна была обмануть духов, вызывающих разные вредные покраснения. Глядя на ниточку духи должны были понимать, что место на ребенке уже занято, ручка ребенка уже взята в красное кольцо. (А вот с Мадонной, Бритни Спирс и другими американскими поп-персонажами всё ещё проще: они принадлежат к новомодной религиозной секте Филипа Берга «Каббала». К настоящей каббале она имеет примерно такое же отношение, как какая-нибудь сахаджа-йога или джерри-йога к собственно йоге. Красная ниточка на запястье – религиозный атрибут неокаббалистов, который они, не разобравшись, упёрли из комплекса иудейских суеверий. А фишка там в следующем: в древнееврейской демонологии есть такая демоница – Лилит. Вроде как первая жена Адама, которая хотела быть ему равной. Адам был против, и Лилит улетела. Над Красным морем её нагнали три ангела и пытались вернуть супругу. Ссорясь с ангелами, Лилит пообещала убивать каждый день по сто младенцев. Но те сумели взять с неё слово, что она не будет трогать тех детей, на которых увидит имена, изображения или знаки этих трех ангелов или свои собственные имена. Одним из имен Лилит было имя Краснота. Поэтому еврейские матери повязывали своим младенцам на руки красные ниточки – чтобы защитить от Лилит).
Вообще – нитка, шнурок представлялась людям чрезвычайно мощным магическим объектом. Потому что она, во –первых – скрепляла, во-вторых – связывала, а в-третьих – вилась и длилась. Т.е. представляла в глазах человека очень важные действия и явления.
В Украине с давних времен считается, что рожденного ребенка нужно как можно скорее крестить. Таким образом, ребенка как бы охраняли от всего зла, и в тоже время приобщали к христианству.
В церковном обряде крещения особую роль занимали крестные мама и папа (кумовья). Кумовья для ребенка были вторыми родителями, т.к. они должны были воспитывать ребенка и отвечать за него перед Богом. По традиции кумой старались выбирать женщину, у которой есть дети, а еще лучше – беременную. Отказ от кумовства считался грехом.
Во время крещения в церкви ребенку давалось имя. Считается, что хорошее имя благоприятствует счастью этого человека.
После крещения в дом приходили гости, но обязательно с подарками.
Брачные обряды: разделяются на предбрачные, брачные и послебрачные.
Предбрачные: 1. Запросы – «запити» (или - допросы). Это предварительное разведывание родителей молодого о планах родителей невесты.
2. Сватанье – первая встреча представителей жениха с родителями невесты для достижения согласия на брак – «сваты» (в основном – близкие родственники). Свататься обычно ходили поздно вечером (на случай если будет отказ – чтобы сватанье сохранилось в тайне). Сваты приходили с хлебом. И после расспросов и разговоров вызывали невесту, которая должна была обязательно ответить – согласна или нет. При согласии сватов обвязывали рушником. При отказе девушка сватам давала гарбуза (символика гарбуза связана с ее особенностями – употребление гарбуза в пищу действует на организм успокаивающе, подавляет сексуальное желание).
Предбрачный цикл продолжался 2-3 недели, иногда месяц. После сватания проходили «оглядини» и «заручини». Во время «оглядин» родители жениха показывали свой дом, быт. «Заручини» - это в своем роде закрепление согласия на брак. Молодых садили рядом, они соединяли руки (это древний обычай : соединение рук – приобретало юридическую силу).
После «заручин» ни девушка ни юноша не имели права отказываться от свадьбы. Отказ воспринимался как обида и бесчестье и требовал большого материального вознаграждения.
3. Свадьба – начиналась с приглашения гостей на свадьбу. Молодые должны были лично посетить родственников и пригласить. Перед свадьбой проходили – девичник и мальчишник («посад»). Много различных обрядов (на семинар). Это – прощание с девичеством и юношеством и благословение со стороны родителей.
Символика некоторых обрядов:
- Посыпание жениха и невесты рисом и т.д. – сыпят на голову рис, чтобы родились здоровые, красивые дети; под ноги бросают монеты – чтобы всю жизнь ходить по деньгам.
- Свадебные кольца – самый главный атрибут свадьбы: у кольца нет ни начала, ни конца. Прообраз кольца был у некоторых кочевых народов: мужчина, чтобы не дать женщине сбежать от него, связывал ей ноги у щиколоток обручами из душистой соломы. Позже соломенные кандалы были заменены кожаными. В Древнем Риме женихи стали одевать на своих невест кольцо, сначала сделанное из железа, потом из золота. Христиане это переняли. У нас одевают кольцо на безымянный палец правой руки. Именно этот палец руки по преданиям наших предков обладал могущественной и чудодейственной силой.
- Каравай – воплощение славянского бога Солнца - символ достатка во всем. Пирог означает изобилие финансовое и духовное. Каждый из гостей должен отведать свадебного пирога, таким образом подтвердив свое согласие помогать молодой семье (заимствован у древних римлян).
Подружка невесты и друг жениха одеваются сходно с ними, чтобы как бы заменить жениха и невесту. Чтобы духи не смогли понять кто есть кто.
Перекрывание дороги молодым, выкупы, похищение невесты – это остатки древних форм брака, когда женщины выкрадывались из племени.
Кстати, традиции покрывать голову невесты, кольца, свечи, свадебные дары, венки, соединение рук – это все традиции древние, еще со времен античности.
Современный свадебный ритуал окончательно сложился к 16 веку. Кстати, венчание было введено в 17-18 вв. И людьми не воспринималось, т.к. противоречило старым традициям. Часто было так, что повенчавшись молодые еще не считались мужем и женой, пока не будет сыграна свадьба.
Фата – признак невинности и оберег от злых духов. Наши предки считали, что в фате злые духи не узнают невесту. По этой же традиции подружки невесты тоже одевались красиво, чтобы запугать духов.
Свадьбы обычно проводились осенью (после Покрова) или зимой. Старались избегать свадеб в мае, «чтобы не маяться».
Свадебная ночь – проводилась в клети, хлеве, амбаре (опять же, чтобы злые духи не нашли). Невеста обязательно должна была лишиться девственности. В спальню периодически заходил друг жениха и узнавал о результатах. После лишения – он об этом сообщал гостям. И начинались заново гуляния. Утром проверяли добрачное целомудрие девушки.
Почему так? Дело в том, что считалось, что перед тем как потерять девственность, юноша и девушка должны пройти определенные обряды. Нарушение их последовательности рассматривалось как нарушение хода жизни. Лишение девственности понималось как смерть и воскрешение. Девушка и парень после брачной ночи возрождались в новом качестве.
Кстати, у многих народов считалось, что кровь появляющаяся при лишении девственности приносит зло и болезни. Поэтому лишение девственности было чревато опасностями.
После свадьбы, где-то через 2-3 дня муж звал гостей к себе домой, а через неделю шли в гости к родителям. И вот тогда уже становились настоящими мужем и женой.
Чтобы обезопасить молодого и неопытного жениха, предпринимались различные меры. Часто обязанность лишить невесту невинности возлагалась не на жениха, а на более опытного мужчину:
· В племенах Центральной Австралии, Центральной Америки, на Маркизских островах и в Новой Гвинее перед свадьбой пожилая женщина лишает девушку невинности костяным ножом или пальцем. Затем все мужчины из клана, к которому принадлежит жених, по очереди совокупляются с невестой, и только после этого она передается будущему супругу;
· Жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца;
· У древних жителей Балеарских островов с невестой сначала ложился самый старший и почетный из гостей, затем следовали другие в зависимости от ранга и возраста. Жених был последним, кто удостаивался этой чести;
· В папуасском племени арунто вся тяжесть этого интимного процесса ложилась на плечи друзей мужа. Незадолго до свадьбы жених просил двоих-троих приятелей похитить невесту и сорвать красный цветок ее невинности. С этого момента и до самой свадьбы все мужчины племени могли прийти в ее дом и "опробовать" новоиспеченную женщину;
· В Северной Африке в начале нашей эры в первую брачную ночь все гости по очереди совокуплялись с невестой, и каждый гость дарил ей специально приготовленный подарок;
· У народа, жившего в Индии, на свадьбу для этой цели приглашался мужчина со стороны. Он оставался в деревне на одну ночь и вступал в половой контакт с невестой;
· В Древнем Египте. В определенный день девственница приходила в храм Великой Богини и отдавалась первому подвернувшемуся мужчине;
· У древних скандинавских племен с наступлением темноты перед первой брачной ночью волхв утаскивал девственницу в лес, разжигал костер и приносил богине Фрие жертву - лося или кабана. И только после этого совершал с девушкой ритуальное соитие и лишение девственности;
Обычаи других народов:
- В некоторых африканских племенах есть обычай: в первую брачную ночь жених выбивает невесте два верхних зуба. Это становится своего рода символом замужества. Беззубые женщина гордятся своими улыбками, свободные - стыдливо прикрывают рты.
- На Филиппинах в первую брачную существует обычай воздержания. То есть на свадьбе можно пить и гулять вместе с гостями, не опасаясь, что ребенок, накачанный алкоголем из крови родителей, появится на свет ущербным.
- У некоторых народов Мексики, Перу и Бразилии молодожены воздерживаются от половых контактов в течение нескольких недель - до новолуния. (С той же самой целью - помочь организму справиться с интоксикацией перед зачатием).
- В Самоа первое ночное свидание молодые обязаны провести в кругу спящих родственников. Любить друг друга? Пожалуйста! Но только тихо. Не дай бог разбудить кого-то - поколотят жениха.
- Увлекательным делом занимаются молодожены Македонии. Их брачная ночь проходит в борьбе за главные свадебные трофеи - шапку и ботинки. Кто ими завладеет, тот и будет главой семьи.
- Веселее всех развлекаются в племени Бахуту, что в Центральной Африке (Руанда, Бурунди и Уганда). В брачную ночь запрещено заниматься сексом - вместо этого молодожены устраивают мордобой. Ритуальное избиение заканчивается лишь на рассвете, но повторяется в следующую ночь, и так - целую неделю. Ночные бои между супругами длятся до тех пор, пока оба не поймут: злобы на будущее друг против друга у них не осталось. Смертельные исходы бывают крайне редко, но потасовки иной раз длятся неделю. В дневное время молодожены расходятся спать по домам родителей.
Лекция 5. Народные знания.
Отличительной чертой любой культуры (в том числе и украинской) являются знания, приобретенные в процессе наблюдения за явлениями природы. Изучали закономерность и обусловленность событий. Региональные знания переплетались с системой верований.
В итоге люди представляли, какие действия принесут пользу, без каких невозможен успех в труде, какие ритуалы имеют защитную силу.
Народный календарь. Народный календарь украинцев можно назвать аграрным, потому что люди, в основном жили в селах и работали на земле. Так же народный календарь в определенной мере воссоздавал языческие верования.
Главным среди крестьян был раздел года на четыре поры года: зима, весна, лето, осень. Меньшие отрезки времени определяли по проведенным сельскохозяйственным работам. Например: «як орали», «як сіяли», «як жали», «як худобу відганяли» и т.д. Такое определение было по всей Украине, но разнилось во времени, потому что на Западной Украине в другое время это делали, чем в Восточной или Центральной.
А, например, соотношение времени с церковными праздниками было одинаково по всей Украине: «по Великодню декілька тижнів», «на Купала» и т.д.
Мы знаем - сутки делятся на 24 часа. В народе называлось так: «рано», «в обід» (12 часов), «увечері» (коли смеркається), «опівночі» (12 година ночі), «удосвіта», «на зорях» (перед ранком) и т.д. Ночь делили на три части – по крикам петухов. Часовое исчисление славянам было неизвестно. Оно пришло из Германии и Византии позднее.
Крестьяне говорили, что если сеять четко по календарю, то ничего не вырастет. А нужно смотреть на землю, следить за ветром и т.д. И определенная культура сеялась в определенное время. Например: овес и ячмень сеяли в конце марта, горох – в начале апреля, пшеницу – в середине апреля и т.д.
Космогония и астрономия. При сельскохозяйственных работах особое внимание уделяли положению месяца. Так, старались сеять при полном месяце (ДАТЬ НА СЕМИНАР).
Метеорология. Люди наблюдали за поведением животных, птиц, за погодой и с годами складывается определенная метрология – могли предсказать на сутки, месяц и т.д.
Было много замечено особенностей. Например: если снег лег на промерзлый грунт, покрытый льдом – посевы из-за нехватки воздуха погибнут, а семена бурьянов сохранятся. Чтобы изменить это – выгоняли животных на эти земли, чтобы они разбили лед. Идеальными условиями считалось, когда много снега выпадет на непромерзлую землю.
Если под тяжестью снега прогибались ветки деревьев – будет хороший урожай. Долго нет снега – будет неурожай: «Зима без снігу – стіл без хлібу». Радовались, корда много снега выпадало во второй половине января (перед февральскими морозами). Также по всей Украине быстрое таяние снега воспринималось как хорошая примета.
Много примет было связано с громом: «Гром на голое дерево – к неурожаю», «Если загремит с запада – будет урожайное лето». Гром всегда считался хорошим знаком (у славян богом грома был Перун – самый почитаемый). Кстати: громкость звука грома может достигать 120 децибел (это болевой порог), громкая музыка – 110 децибел.
Примета: Первый гром при северном ветре, холодная весна; при восточном, сухая и тёплая; при западном, мокрая; при южном, тёплая, но много будет червя, насекомых.
Наиболее чутко на изменение погоды реагировали животные и птицы. Когда прилетали журавли, жаворонки, ласточки – крестьянин начинает готовиться к земляным работам.
Интересные приметы: «Соловей поет в голом лесу – не будет урожая», «Не будет комаров – не будет овса», «Если ранней весной будет много больших мух – будет урожай пшеницы». Вечором сонце за стіну (хмару. — Авт.) заходить — буде дощ; Чистий захід сонця — на добру годину; Сонце при заході яскраво-червоне — на вітер; Місяць обгородився — на дощ; Стовпи біля місяця — на вітер; Місяць-молодик сходить ріжками вниз — на дощ; Молодик з'являється у дощову погоду — місяць буде дощовий; Червоно-багряні зорі звечора — на негоду; Ясне зоряне небо — на погоду.
Великий цикл погодних передбачень становлять прикмети, пов'язані зі станом атмосфери, різними метеорологічними явищами. Так, наявність роси, туману вранці вважалося ознакою доброї погоди, а рух хмар проти вітру — вірною прикметою негоди. Зважали також і на форму та колір хмар: важкі сірі хмари — на грозу, а червонуваті при заході сонця — на вітер (Вінниччина, Тернопільщина). Найближчу погодну перспективу підказував і напрямок вітру: західний вітер мав приносити дощ, східний — засуху, а північний — похолодання. Вважалося, що після появи райдуги настає гарна погода.
К достоверным также принадлежали предсказания, связанные с определенными гидротемпературными изменениями: Духота в повітрі — на грозу; Зволожується сіль чи хліб — на негоду.
Много предсказаний основано на наблюдениях за поведением животных, птиц, рыб: Кіт дере лапами, собака качається — на вітер; Пітніє шкіра великої рогатої худоби — на дощ; Свиня солому в барліг носить — на великий холод, завірюху; Кури чубаються — на дощ; Качки, гуси ховають голови під крила, стоять на одній нозі — на холод.
Птаство рано і дружно відлітає восени — рання зима буде; Високо летять птахи, повертаючись із вирію, — на тривалий холод; Багато кує зозуля, крук кричить — на дощ; Вороння збивається зграями і сідає на верхівки дерев — на холод, а якщо забивається у крону дерева, — на хуртовину; Птаство добивається до хати, ховається під стріхи — на хуртовину; Горобці купаються у поросі— на дощ; Кріт удень риє — на зміну погоди; Бджоли ховаються у вулик — на дощ; Риба вискакує з води — на дощ; Коні збиваються докупи — на велику грозу.
С появлением христианства появляются и приметы новые: очень важным для предсказания погоды на перспективу считались дни перед Рождеством и после Рождества.
Грунтоведение (на семинар).
Народная медицина. В среде украинцев из поколения в поколение складывались комплекс рецептов и приемов лечения. Часто причины заболевания связывались с демонами, злыми духами, которые проникали в человека. Также источником болезней считались определенные явления окружающего мира: гром, молния, например. Заболевания могли наслать и ведьмы, колдуны.
Самыми распространенными методами лечения были травы, собираемые в определенное время (чаще всего на Ивана Купала), жиры (барсучий, гусиный, козиный, свиной), огородные и зерновые культуры (чеснок, лук, картошка, мак и др.), физиотерапия (компрессы, ванны, ингаляции).
Как отбирали травы? В основном, следили за животными, которые лечились пр помощи трав, и потом перенимали на себя.
В украинской традиции в основном лечились дома. Но когда домашние средства не помогали – обращались к знахарям. Знахари также часто использовали заговоры.
Метрология и математика.
- меры длины. Основными мерами длины еще в киевской Руси были «локоть», «пядь», «Ступня», «сажень», «шаг». Т.е. за эталон измерения брались части человеческого тела.
Локоть – расстояние между локтевым суставом и концом сжатого кулака человека среднего возраста – 45-50 см. («литовский локоть» - 61 см., египетский – 45, персидский – 53 см.).
Стопа – приблизительно 30 см.
Пядь – у украинцев разделялась на «малую пядь» (расстояние между расставленными большим и указательным пальцами – 19 см), и «большую пядь» (расстояние между большим пальцем и мизинцем – 21-23 см.). Пядь – от слова «пясть» (ладонь).
Локоть, стопа и пядь использовались в ткачестве, замерах одежды, иконах.
А Сажень использовалась в замерах земли. Сажень (от слова «сягать», т.е. доставать до чего-либо) – вытянутые в две стороны руки. Это приблизительно 177-186 см.
Известно выражение «косая сажень» - 2,5 метра (расстояние от подошвы левой ноги до концов пальцев вытянутой вверх правой ноги).
Также были отдельно измерения земли. Изначально измерялись количеством потраченного времени на обработку земли («день орать» - 0,57 га, «соха» - 0,4 га).
НА СЕМИНАР - МЕРЫ ПОЛЯ, МЕРЫ МАССЫ, МЕРЫ ЖИДКОСТИ, СТАРОСЛАВЯНСКАЯ СИСТЕМА СЧЕТА, НУМЕРОЛОГИЯ АЛФАВИТНЫХ СИСТЕМ СЛАВЯН.
Математика. Понятно, что профессионально математике крестьяне не обучались. Но у них были свои методы исчисления. Считали при помощи пальцев рук, мелких предметов. Для экономии счета существовали числовые группы: пара, тройка, пятка, десяток, копа. Парами считали животных, птицу, домашнее добро. Тройками – нитки в пряже. Пятками – снопы. Десятками – яйца, арбузы. Копами – яйца, снопы.
Украинская народная математика оригинально изображала числа. Единицы – палочками. Десятки – крестиками. Сотни – кружочками. Тысячи – квадратиками. Дробные числа передавали в устной форме – половина, четверть, осьмушка.
Имели знания и в основах геометрии: дома строили (стены под прямым углом), могли пользоваться циркулем.
Народная мораль и этика. В первую очередь воспитывалась любовь к родителям: Хто мамку зневажає, того Бог карає», «За мамині сльози – Бог долю зморозе». Моральной обязанностью детей была помощь по дому, ухаживание за больными и немощными родителями. К родителям, как правило, ображались на «Вы».
Народной моралью осуджалось внутрисемейная вражда.
Также и в отношениях соседей – помощь и доброжелательство: больным носили еду, помогали по хозяйству, погорельцам помогали с жильем. Особенно помогали вдовам и сиротам.
Большое значение придавалось приветствию. В селах был обычай приветствовать всех. Младший должен был здороваться первым.
Также при встречах считалось некрасивым ставить прямые вопросы, типа: «А куда вы идете?». Обращались, например, так: «Далеко ли собрались?», «Далеко ли ходили, не устали?».
С детства учили не обманывать. Очень серьезно наказывались воры. Кого поймали на воровстве – тот должен был ходить по селу и просить прощения: кто воровал пчел или мед – водили с уликом на голове, конокрадов – с уздечкой, кто воровал домашнюю птицу или животных – вымазывали в болотной грязи.
Большим бесчестием также считался алкоголизм.
Вообще – земля считалась святой и неприкосновенной, ее нельзя обижать, бить и т.д. Также и хлеб считался святыней. Если во время обеда хлеб выпал из рук на пол – его нужно было поднять и поцеловать, попросив прощения.
Лекция 6. Народная архитектура. Украинская народная одежда. Народная еда.
Сельские поселения, сельский двор, архитектура.
Человеческие поселения традиционно принадлежат к важнейшим элементам материальной культуры украинского народа. Вначале мы поговорим о типах поселения и их формах.
В Украине исторически сложились 3 типа сельских поселения: село, поселок, хутор.
Село – наиболее давнее и распространенное поселение. Несколько отдельных жилищ или групп дворов (приблизительно 5-10 хозяйств), разрастаясь, постепенно образовывали село. 15-16 века считаются переходом от малодворовых к многодворовым поселениям.
Село объединяло жителей в сельскую общину, за которой закреплялась определенная территория, налоги, обязанности и т.д. Вследствие этого такой тип поселения считался административной, экономической и юридической единицей.
К концу 19 – началу 20 в. село уже окончательно сложилось в том виде, которое мы знаем. Оно состояло из ряда элементов: сельбища, центра, культовых сооружений, производственно-бытовых и культурно-образовательных центров и сооружений.
Сельбище охватывает территорию, на которой расположены поселения – сельские дворы, главная сельская дорога. Как правило, оно располагалось компактно.
Центром традиционно считалась территория вблизи церкви или помещения общественного управления. Часто эти сооружения располагались около площади и вместе с ней и составляли центр.
Культовое сооружение – церковь – находилась в основном в центре села в лучшем месте около дороги или проезда. Часто около нее располагалось кладбище или жилье священника.
К производственно-бытовым объектам принадлежали кузня, мельница, корчма, магазин.
Культурно-образовательные объекты: начальные школы, общественные организации (например – хаты-читальни).
Также в Украине были распространены поселки. Поселки известны с 15 в. Поселки возникали вследствие нехватки земель в селах и располагались за их границами. Административно они подчинялись селу, на землях которого образовались.
Поселки иногда образовывались и по-другому. Так, на Западной Украине, особенно в Карпатах, поселки образовывались на месте «зимовников» (временных сезонных жилищ). Они находились в горах на большом расстоянии от сельбища.
Хутор: это малодворное, и , в основном, однодворное хозяйство. Определенная часть хуторов возникла в 17-18 веках вследствие освоения новых земель. Это, в основном, касается казацких хуторов-зимовников.
Формы сельских поселений. Для поселений украинцев наиболее характерны: бессистемная, рядовая, круговая, цепная, уличная и комбинированная.
Бессистемная форма поселения считается наиболее древней и самой распространенной. Она известна на всей территории расселения украинцев. Возникновение бессистемных поселений связано с народной колонизацией, для которой характерно отсутствие регламентации относительно планирования. Это характерно для Гуцульщины. Бессистемные поселения в этом регионе возникли под влиянием сложного горного рельефа. Сельские дворы в таком поселении расположены на значительном расстоянии один от другого и рассеяны по горной долине и склонах гор. Подъездов к отдельным домам не было. Центральная дорога, проходившая параллельно реке, по дну горной долины – не соединяла между собой сельские дворы, а только село с соседними поселениями. От центральной дороги или улицы расходились в разных направлениях проезды, вели к хатам. Густая сетка таких проездов покрывала все село.
Бессистемные поселения в основном характерны для Гуцульщины, Полесья, Волынской и Ровенской областей.
Также древней по происхождению и довольно распространенной в Украине является рядовая форма поселения. Ее характерной чертой является расположение дворов в ряд и ориентация их в одном направлении: на протяжении берега водоема или дороги. В средневековье подавляющая часть славянских поселений располагалась около водоемов. Рядовые поселения могли быть однорядовые и двухрядовые. Считают, что рядовая форма образовалась благодаря традиции ориентировать фасад поселений на юг («на лето», «к солнцу»).
В украинских традициях также круговая форма поселения. При таком типе планирования дома в основном расположены вокруг площади с церковью и кладбищем. Известны несколько вариантов круговых поселений. Например, в одном случае дома располагаются по кругу, охватывая незастроенную площадь, огороды тянутся в сторону поля, а дворы выходят на площадь. Во 2-м варианте – наоборот. Ученые утверждают, что происхождение такого типа поселений связано с оборонными функциями. Так, круговые поселения украинцев находились в основном в предстепной оборонной зоне. Круговую конфигурацию имели также древние восточнославянские городища и казачьи лагеря, сооруженные из возов.
При цепной форме поселения сельские дворы располагались сбоку дороги или реки. Соседние дворы могли располагаться рядом или на небольшом расстоянии друг от друга. Конфигурация цепи зависела от формы реки или дороги. Такие поселения в основном были на Бойковщине, Лемкивщине, а также в Киевщине и Полтавщине. Сельский двор в такой цепи располагался около дороги или реки посреди земельного надела, который в виде длинной узкой полосы пересекал горную долину в поперечном направлении. В равнинных районах Украины возникновение цепной формы было связано с развитием хуторов.
Поселения уличной формы распространены на территории всей Украины. Два ряда домов, фасады которых обращены к дороге, образуют улицу. Известны одноуличные, многоуличные и квартально-уличные населенные пункты. По времени уличное планирование появилось у украинцев намного позже предыдущее названных. В основном уличные формы образовались с рядовых. Это произошло из-за закрепощения крестьян и вмешательства в планирование помещиков и государства. Начиная с 20-х годов 18 в. царское правительство издало ряд распоряжений, после которых и появились уличные формы. Например: «Положение для устроения селений» 1830 г., требовало строить дома фасадами к улицам. А государственные органы контролировали исполнение. В южной части Украины (у нас), которая была заселена позже, сельские населенные пункты планировались по типовым проектам, разработанным соответственно указов 18 – начала 19 веков.
В поселениях комбинированной формы соединялись разные типы планирования. В равнинных районах Украины чаще встречаются бессистемно-уличные поселения, в Карпатах – рядово-цепные, бессистемно-рядовые.
Сейчас традиционно – уличные и квартально-уличные.
Сельский двор. Это понятие включает в себя жилье, хозяйственные строения и прилегающую к ним небольшую строительную площадку. Вместе с садом и огородом такой двор образовывал усадьбу. Структура усадьбы (наличие или нет сада и огорода), ее размеры, конфигурация, размещение в поселении зависели от географических и социально-экономических факторов.
У украинцев, в отличие от россиян, были в основном открытые дворы, в которых расстояние между жилыми и хозяйственными постройками не перекрывались крышами.
У украинцев было несколько типов застройки дворов. В основу определения того или иного типа застройки положен характер присоединения хозяйственных сооружений двора к жилому. Соответственно этому на просторах Украины известны три типа застройки дворов: свободный, сомкнутый и закрытый.
При свободном типе застройки двора жилые и хозяйственные строения размещались отдельно друг от друга. Таком тип был на большей части Украины с давних времен. Отделенные от жилья хозяйственные строения, особенно предназначенные для животных обеспечивали элементарно санитарно-гигиенические условия.
Особенностью сомкнутого типа застройки двора было то, что жилье и хозяйственные постройки блоковались друг с другом и накрывались общей крышей. Данный тип наиболее характерный для Карпат и Полесья. Сомкнутый двор был приспособлен для хозяйствования в тяжелых природно-климатических условиях. Благодаря такому типу в тех же Карпатах при доже, сильных морозах, хозяин мог ухаживать за животными или следить за сеном практически не выходя из дома. Кроме того, такая компактная застройка двора благоприятствовала утеплению жилья и помещений для животных. Важным значением для такого типа застройки имела также экономия земельных наделов, которые использовались для приусадебного хозяйства.
Во дворе закрытого типа жилье, хозяйственные помещения и крепкие высокие ограждения, блокируясь между собой, замыкали со всех сторон подворье, в которое можно было попасть только через калитку. Внешне такой двор напоминал небольшую крепость. Замкнутые дворы распространены были на Полесье, Гуцульщине и на юге Украины (казачьи поселения). Такие дворы были сформированы из-за того, чтобы оградить себя от ветров, непогоды, а также от диких зверей и непрошенных гостей (учитывая, что соседние дворы находились далеко). Закрытый тип жилья пошел от свободного.
Определенное влияние на тип застройки дворов было со стороны государственного законодательства. В частности, российские и австро-венгерские строительные законы и инструкции 18-19 веков регламентировали местонахождение в усадьбе определенных строений, расположение двора относительно дороги или улицы. А в 20 в., особенно во время коллективизации, когда сократились объемы сельскохозяйственного производства в индивидуальных сельских хозяйствах, многие традиционные хозяйственные строения стали не нужны. В частности – строения для животных, сохранения и обработки зерновых и т.д.
На современном этапе типы застройки дворов и их варианты в значительной мере утратили свою специфику из-за появления стандартных, унифицированных строительных материалов. Происходит ограничение народного архитектурного творчества на селе.
Теперь поговорим о народной архитектуре.
Народная архитектура Украины оригинальна по формам и типам. В Украине сохранилось много народной архитектуры 16-19 веков.
Большое влияние на становление народной культуры играли природные условия. Так, в лесных районах издавна использовали дерево при строительстве, в лесостепи – из глины, соломы и дерева; в степи – из глины и камня.
По характеру природных строительных материалов Украину можно поделить на три полосы:
Лесная зона: север Украины. Основной материал – дерево. Глина имела вспомогательное значение. Покрытием служит солома, дерево.
Лесостепная зона: центральная часть Украины. В строительстве используют дерево, глину, камыш, солому; покрытие – солома, камыш.
Степная зона: южнее лесостепной. Использование леса резко ограниченно. Основной материал – глина, иногда – камень. В условиях жары и ветров на юге Украины строили дома с широкими стенами. Поэтому вплоть до наших дней встречаются так называемые полуземлянки.
Народную архитектуру можно разделить на жилищно-хозяйственную и церковную. Отдельное место отводится хозяйственным сооружениям (мельницы, ветряки и т.д.).
Основным типом традиционного жилья в Украине является хата. В основном строилась в центре , юге, востоке Украины. В основном белили стены и снаружи, и внутри, накрывалась соломенной крышей. Это классический тип украинского народа. Во многом оригинальна и несет индивидуальность каждого украинца.
Издавна так велось, что каждая хозяйка должна досматривать хату. В хате всегда было чисто, выбелено, украшено цветами, пахучими травами.
Характерной чертой народного жилья было простота плана хаты. В основном хата имела вид вытянутого прямоугольника, с соотношением сторон 1:1,5.
В основном, в Украине хаты строились с одним жилым помещением. И с него – выход на улицу. Такое планирование широко применялось на украинских землях еще в 8-9 веках («однокамерное сельское жилье»).
В Западной части Украины было распространено двухкамерное сельское жилье: одно жилое помещение и сени.
Трехкамерное сельское жилье – начало строиться в Украине с конца 19 – начала 20 веков. Появляется комната для запасов («комора»).
Трехкамерные хаты имели региональные различия в разных местностях. Так на Полесье достраивали комору для сохранения овощей; на западе – хлев, помещения для сельскохозяйственного инвентаря.
Такие типы трехкамерного жилья стали основой для строительства домов с двумя жилыми помещениями (одна комната – основная, вторая – использовалась для праздников).
Конструкции стен: в Украине использовались два типа – срубный (Полесье, Карпаты), каркасный (лесостепь).
Срубные – стены с горизонтально выложенными колодами, бревнами, соединенными на углах. Каждый ряд называется «венцом». Длина срубов достигала 5 м.
Стены каркасных строений.
Лекция 7. Одежда. Еда.
Одежда народа тесно связана с его историей.
Одежду мы воспринимаем как средство для защиты тела, но в одежде украинцев заметна связь и с духовным мировоззрением. Например, одежда свидетельствовала о положении людей в обществе; в разное время были четко обозначенные требования для одежды на праздник, будние дни, различные обряды.
Кроме термина «одежда» часто употребляют термин «костюм». «Костюм» - более объемное понятие, включающее в себя одежду, предметы украшения, прическу, головной убор, косметику, обувь.
На формирование украинской одежды влияли природные условия, культурное наследие, культурные отношения с другими народами, развитие техники, технологии производства, а также способ жизни народа, его национальные особенности, религия, общественная мораль.
В давние времена одежда не разделялась на мужскую и женскую. Но с развитием общества и отношений произошло деление на мужскую и женскую, праздничную, будничную, обрядовую и т.д.
Одежда выполняла разные функции: практическую, защитную, социальную, национальную и т.д. Важными функциями среди других были: защитная и практичная. Но большое значение придавалось и обереговой функции. По народным верованиям, при помощи определенных символов, нанесенных на одежду при помощи вышивания, ткачества и т.д., человека охраняли от «сглаза» и других негативных действий.
Большое значение имела обрядовая функция. Она требовала специально изготовленной одежды для определенного ритуала или обряда (свадьба, похороны).
Во все времена в одежде прослеживалась социальная функция. Она регламентировала ношение одежды, влияла на выбор материла, из которого изготавливалась. Например, знатные, богатые издавна носили шелковые, парчовые ткани.
Также одежда всегда четко реагировала на определенные эстетические материалы, художественные стили. Так, в средние века, модным был костюм готического стиля, в казацкий период – стиль барокко (мужчина – бреет усы и бороду, душится духами и носит напудренные парики; женщина – обязательно с бледной кожей, неестественная прическа, корсет и искусственно расширенная юбка; вообще слово «барокко» переводится с итальянского – «порочный», «распущенный»).
Важной функцией является и национальная, которая указывает на исторический процесс формирования костюма и на общее, что есть у населения Украины.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 1856;