Предельная полезность как экономическая категория
Категория полезности по своей сути очень похожа на потребительную стоимость, использовавшуюся в трудовой теории стоимости. Полезность блага (Utility of Good) – это способность блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Полезность способна удовлетворять любые потребности человека, даже патологические. Из такого понимания полезности мы видим, что ничего общего (кроме названия) эта категория не имеет с пользой блага для человека. В силу этого многие экономисты предлагали заменить термин полезность другими определениями, чтобы не возникало двусмысленности, когда речь идет, например, о полезности табака. Французский экономист Шарль Жид предлагал использовать понятие désirabilité, что можно перевести на русский язык как желаемость. Известный русский экономист Н. Х. Бунге считал, что термин годность более подходит вместо полезности. Несмотря ни на что полезность до сих пор широко используется в экономической литературе.
Говоря о полезности, мы ведем речь не о полезности какого-либо блага вообще, а о полезности конкретной единицы этого блага для отдельного человека в определенной ситуации. Следовательно, категория полезности является субъективной категорий, зависящей от конкретного потребителя. Категория стоимости является объективной, т.к. определяется как затраты общественно необходимого труда, т.е. труда затрачиваемого большей частью производителей данного товара при их средней умелости. Когда речь идет о потреблении некоторого числа благ, то используется категория предельной полезности.
Предельная полезность (Marginal Utility) – приращение полезности, дополнительная, добавочная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу при условии, что все прочие условия потребления, потребление других благ остаются неизменными.
Исходя из того, что, говоря о полезности речь, мы говорим о конкретной единице товара, то есть категория предельной полезности функционально зависит от количества блага.
(15)
Возможность количественного определения этой категории сняло много вопросов, которые возникали в отношении стоимости, т.к. она не поддавалась измерению, а значит, в отношении ее нельзя было использовать математические методы измерения. Именно с появлением теории предельной полезности стало возможным широкое использование в экономической теории математических приемов.
Предельная полезность неразрывно связана с редкостью или ограниченностью ресурсов. Если какое либо благо не является редким оно в, этом случае, не будет и полезным. Эта взаимосвязь очень важна, так как через нее становится понятным механизм обмена.
Представим себе одинокого Робинзона на скалистом острове с источником пресной воды. Предположим, что 1 литр воды ежедневно нужен Робинзону для утоления жажды. Еще два литра — для приготовления пищи, 5 литров — для поливки огорода, 10 литров — для мытья и стирки, еще 2 литра — для поливки услаждающего его взор цветника. Итого Робинзон может найти применение 20 литрам воды ежедневно, остальное ему использовать некуда.
Допустим, что источник дает ежедневно 100 литров воды. Ясно, что в этих условиях Робинзон может полностью набрать необходимые ему 20 литров, а 80 литров являются для него лишними. Какова же будет для него ценность одного литра воды? Она будет равна нулю, так как, потеряв один литр, он сохранит 99, а это по-прежнему намного больше, чем ему объективно требуется. И если на острове, появится Пятница, то у Робинзона не будет экономических оснований взимать с него плату за пользование источником.
Предположим теперь, что в результате жесточайшей засухи источник заметно иссяк и дает теперь уже лишь ровно 20 литров воды в день. Робинзон все еще полностью удовлетворяет свои потребности, но теперь утрата даже одного литра для него сопряжена с некоторыми потерями: его цветник лишится, по меньшей мере, половины необходимой ему воды и начнет вянуть.
Предположим к Робинзону придет страдающий от жажды Пятница. В этой ситуации вполне вероятно, что Робинзон разрешит ему напиться, но теперь уже не даром, а в обмен на что-то имеющее для него не меньшую ценность, чем его цветник.
Чем больше будет высыхать источник, тем ощутимее будут для Робинзона потери каждого литра воды. Теряя каждый из следующих 10 литров, Робинзон будет вынужден ходить все более грязным, потеряв еще 5 литров, он лишится овощей и фруктов, а затем для него уже непосредственно встанет вопрос жизни и смерти. И по мере этого он будет запрашивать с Пятницы все более высокую цену, пока, наконец, никакие ценности в мире не заставят его расстаться ни с одним стаканом.
Дата добавления: 2015-07-24; просмотров: 1509;