Норманнская теория и ее трактовка в российской историографии.
Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы изгнали варягов, что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он – родственник Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Сложилось гос-во Русь (или Киевская Русь). Летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления норманнской теории. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Миллером и Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов. Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов заметного влияния варягов на эконом. и соц.-полит. институты славян, а также на язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что кол-во варягов на Руси было невелико. Не обнаружено данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Доказана несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского гос-ва как рез-т иноземной инициативы. Ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. "Норманисты" исходят из положения о исконной отсталости русского народа, который не способен к самост. истор. твор-ву. Они полагают, оно возможно, только под иноземн. руководством и по иноземн. образцам. Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции гос-ти сложились задолго до призвания варягов. Гос. институты возникают в рез-те развития общ-ва. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. След-но, факт призвания варягов говорит не о возникновении русской государственности, а о происхождении княжеской династии. Если Рюрик был реальной истор. личностью, то его призвание на Русь следует рассматр. как ответ на реальную потребность в княжеской власти. В истор. лит-ре вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название "Русь" ("русскими" финны называли жителей Северной Швеции). Другие придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов, является плодом сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной полит. причинами. Существует и точка зрения, что варяги и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Образование государства Русь - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов. Сложившееся гос-во находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.
Киевская Русь. IX-XI вв. Взаимоотношения Руси с кочевыми народами, Византией, Севером, Западной Европой. Причины возвышения и распада.
Древнерусское гос-во можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен. В те времена славянские племена вятичей платили дань Хазарскому каганату. Это было могущественное государство в низовьях Волги, через которое проходили многочисленные торговые пути. Войска Святослава разгромили главные силы хазарского войска, взяли столицу каганата - город Итиль, а затем крепость Саркел (Белая Вежа) на Дону. Затем Святослав двинулся на Северный Кавказ, нанёс поражение племенам ясов (осетин) и касогов (черкесов), и закончил войну в Приазовье. Впоследствии там возникло русское Тмутараканское княжество. Святослав пытался закрепиться в Поволжье, но это ему не удалось. Зато после разгрома Хазарского каганата Киеву подчинились и стали платить дань бывшие данники хазар — многочисленные племена вятичей, жившие по берегам Оки. Развитие событий на востоке тревожило Византийскую империю. Константинополь не возражал против разгрома Хазарского каганата, но опасался, что русские слишком близко подошли к византийским владениям в Крыму. В Киев отправился посол императора Никифора. Он обещал Святославу нейтралитет и даже поддержку Византии, если князь начнёт войну с Болгарией. Святослав и сам думал о походе на запад. Он принял предложение, и в 966 г. русские дружины появились на Дунае. Войско болгарского царя потерпело поражение. Устье Дуная оказалось в руках Святослава, а сам он со своей дружиной обосновался в Переяславце на Дунае. Здесь проходили торговые пути на Балканы и в Западную Европу. Святослав собирался здесь прочно осесть. Однако укрепиться на Дунае он не смог. С родины пришли тревожные известия: Киев осадили печенеги. От самого города их удалось отогнать, но они кочевали поблизости, выжидая удобной минуты, чтобы возобновить осаду. Святослав поспешил к Киеву. Пока он воевал с печенегами, болгары восстали и выбили русских из города. Однако князь смириться с этим не пожелал. Устроив дела на родине, Святослав возвратился на Дунай. Он нанёс болгарскому войску новое поражение и после жестокого штурма вновь взял Переяславец. Многие защитники города были казнены «за измену». Теперь уже, по всей видимости, вся Болгария подчинилась Святославу. Правда, болгарский царь сохранил за собой свою столицу, но туда вошёл сильный русский отряд. Часть болгарской знати перешла на сторону Святослава. Укрепившись в Болгарии, русские начали совершать набеги на византийскую территорию. Вскоре это привело к войне с новым византийским императором — Иоанном Цимисхием. Война эта шла с переменным успехом. В одной из ожесточённых битв Святослав разгромил часть византийского войска. После этого русские двинулись на Константинополь. Однако неподалёку от столицы византийцы нанесли поражение русским и их союзникам -болгарам, печенегам, уграм (венграм). Не решаясь идти дальше, Святослав остановился. Но и византийцы не смогли до конца закрепить свой успех: в Малой Азии вспыхнул очередной мятеж, Начались переговоры, и противники заключили перемирие. Святослав со своими войсками и богатой добычей вернулся в Болгарию. Император Византии опытным полководцем и дальновидным политиком. Иоанн не собирался терпеть опасного врага у своих границ. Решительными мерами он подавил мятежи на востоке империи и перебросил войска на Балканы. В море вышел знаменитый флот Византии, теперь они должны были запереть устье Дуная, чтобы перекрыть пути отступления сыну Игоря. Неожиданно для русских византийцы перешли на Балканы и оказались под стенами болгарской столицы. Население города не оказало сопротивления. Лишь восьмитысячный русский отряд держался до конца в царском дворце. Потеряв терпение, византийцы сожгли дворец вместе с его защитниками. Вместе с основной частью войска князь находился в крепости Доростол. Под её стенами и разыгрались решающие битвы этой войны. Русские неоднократно выходили в поле, встречая численно превосходящее византийское войско. Однажды князю удалось перехватить вражеские обозы и добыть продовольствие. В другой раз стремительная атака русских позволила им захватить и сжечь осадные орудия византийцев. Но ни отдельные успехи, ни жестокие карательные меры не могли изменить соотношения сил. После этой битвы Святослав предложил заключить мир, и вскоре был подписан мирный договор. Святослав обещал навсегда уйти из Болгарии и гарантировал неприкосновенность Византийских владений в Крыму и на Балканах. Византийский император возвращал Руси статус «друга и союзника» и подтверждал все обязательства по прежним договорам, в том числе и об уплате Византией ежегодной дани.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 1789;