Поведенческая терапия при психогенных расстройствах
Психогенными называются такие двигательные расстройства, для которых невозможно доказать наличие органических причин и которые в своей клинической картине не согласуются с каким-либо известным органическим двигательным расстройством. К тому же должны быть основания утверждать, что на возникновение и выраженность двигательного расстройства влияют психические или социальные факторы. Психогенные двигательные расстройства довольно редки, однако часто они ставят лечащих врачей перед особенными трудностями, так как их диагноз труден и для их лечения нет общепринятых методов (Factor et al., 1995; Marsden, 1995; Williams et al., 1995).
Прямая психотерапевтическая интервенция часто невозможна, так как пациенты, как правило, отвергают всякое участие психических факторов в возникновении своего расстройства, и чаще всего соответствующие намеки со стороны лечащего врача приводят к увеличению соматических жалоб и к прерыванию лечения. С успехом, напротив, применяются имплицитные методы поведенческой терапии. Здесь пациенту оставляют его веру в то, что его расстройство органической природы, но что при подходящем лечении можно добиться полной ремиссии. Физиотерапевтическими мероприятиями стараются достичь постепенного уменьшения двигательного нарушения. Каждое улучшение подкрепляется; особое внимание обращается на то, чтобы признаки нарушения не подкреплялись (Teasell & Shapiro, 1993). Однако в некоторых случаях этот метод не приводит к существенному улучшению. Для таких пациентов Тиселл и Шапиро (Teasell & Shapiro, 1994) предлагают лечение, в котором объединяются «стратегические» элементы и элементы поведенческой терапии (см. прим. 25.3.3).
Примечание 25.3.3. Исследование отдельного случая: «стратегическая» поведенческая терапия у одной пациентки с психогенным двигательным расстройством (Teasell & Shapiro, 1994)
Пациентка
Пациентка страдает с 18 лет болями и уменьшением силы во всех четырех конечностях. Сначала расстройство было диагностировано как атипический юношеский ревматический артрит, потом — как хронический прогредиентный рассеянный склероз. С 21 года она жила в доме для инвалидов. За это время она подверглась различным хирургическим вмешательствам для смягчения симптомов, обусловленных якобы ее «рассеянным склерозом».
Диагностика
При подробном неврологическом обследовании оказалось, что симптомы были неустойчивы и не подходили ни к одной из известных неврологических клинических картин. Были проведены лабораторные обследования, электрофизиологические тесты и обследования томографическими методами, но ничто не показало наличия рассеянного склероза. Расстройство было диагностировано как психогенное; назначено соответствующее лечение.
Интервенция
К моменту начала лечения пациентке было 28 лет. Казалось, что у нее парализованы все четыре конечности. Она нуждалась в полном уходе; для того чтобы переносить ее, требовалось два санитара; кроме того, по причине «расстройства глотания» ее иногда кормили через желудочный зонд. Имплицитные методы поведенческой терапии за два месяца привели лишь к незначительным функциональным улучшениям. Вслед за тем лечащий врач сообщил ей, что это небольшое улучшение допускает только три объяснения. Или расстройство имеет «психологическую природу» — в этом случае может помочь только более длительное психиатрическое лечение, или пациентка не достаточно мотивирована, и тогда ее остается только немедленно выписать, или же расстройство есть следствие избыточной гиперстимуляции и переутомления. Пациентка решила принять последнее объяснение. Таким образом, трудности при достижении отдельных терапевтических целей интерпретировались как признаки переутомления. Когда возникали такие ситуации, пациентка шла отдыхать и проводила несколько часов в полном покое, чтобы снять «переутомление». Пациентке сообщили, что если она будет строго придерживаться этого плана лечения, то быстро поправится. Если же улучшение не наступит, то это означает, что верным является одно из двух первых объяснений (психологическая или мотивационная проблема). В течение нескольких недель пациентка добилась впечатляющих успехов. Через два месяца она больше не нуждалась в уходе и была выписана.
---
Стратегический элемент лечения заключается в том, что пациентов ставят перед дилеммой. Им объясняют, что их заболевание или психогенное, и поэтому нет улучшения, или же оно обусловлено сильным переутомлением. Если верно второе объяснение, то, при учете соответствующей фазы покоя, должен происходить стремительный прогресс. Пациенты стоят перед выбором: или свои симптомы «сохранить» и разоблачить благодаря этому как «психологические», или «прекратить» симптомы. «Разоблачение» несет в себе угрозу потери социального пособия, которым до этого сопровождалось их заболевание. В этой ситуации большинство пациентов, кажется, принимают решение в пользу прекращения симптомов. Похожий метод с успехом был применен у семи других пациентов (Teasell & Shapiro, 1994).
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 471;