Северное или Заальпийское Возрождения.
Влияние античной культуры в Нидерландах и Германии, где ярче всего проявляется самобытность Северного возрождения - незначительно и весьма опосредованно. И, несмотря на то, что и оно связанно с развитием городской, торгово-ремесленной культуры, но направляется не на развитие светской культуры, а именно в религиозное русло: на борьбу за реформирование католической церкви.
Основополагающим фактом для начала Реформации принято считать перевод Библии с латыни на немецкий язык, осуществленный Мартином Лютером.
Критикуя католическую церковь, практику индульгенций и институт Папства, Лютер переносит акцент на формирование индивидуального религиозного сознания.
Основные принципы:
1. Спасение достигается не молитвой, откупом или ритуалом, а только личной верой.
2. Священное Писание – единственный источник истины.
3. Каждый человек имеет право самостоятельно читать и осознавать Священное Писание, что и составляет часть его трудов по достижению личного спасения.
Во Франции и в Швейцарии в большей степени распространилось учение Ж. Кальвина, последователей которых назвали чаще гугенотами, и только позднее кальвинистами.
Основной идеей этого учение является полный суверенитет и абсолютная власть Бога. Из которой следуют два наиважнейших вывода:
1. На Бога никакое влияние оказать невозможно: ни молитва, ни покаяние, ни какая-либо другая форма диалога или уговоров, не способны изменить его решение.
2. Богу уже известно разрешение судьбы каждого человека, кто предопределен к спасению, а кто – к гибели ( в духовном смысле) и ни воля, ни вера, ни образ жизни конкретного человека не может сказаться на этом решении.
Реформация создает новую этику, в которой, по мнению М. Вебера, следует искать истоки как менталитета буржуазно – капиталистической культуры, так и современной массовой культуры в целом.
Основные понятия: филология, антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм, неоплатонизм, индульгенция, учение о предопределении, таинства и обрядность.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 1164;