Д.Е.Фурман

Аналитик-политолог, специалист в областях, как история религий и национальных движений в политическом и социальном контексте. Одна из более известных работ: «Религия и социальные конфликты в США». Первым описал смысл и принципы существования общественно-договорных схем, восходящим к соглашениям людей, которые остаются приверженцами религиозной доктрины.

 

1. Парадоксальность образа Иисуса Христа заключается в том, что его «теологическая функция» невероятно велика. Он одновременно «совершенный бог» и обычный рядовой человек.

 

2. Противоречия христианства:

· признание распятого Христа Богом максимально сближает Бога и человека

· выводит Бога из мира «потустороннего» и вводит в мир земной

· полное пренебрежение к социальному порядку и земному, и тем самым оказывается куда более потусторонним богом, чем любой другой

3. Религия может выступать как форма протеста против угнетения и подавления, не терпит социального неравенства, любой тип эксплуатации и угнетения, благодаря чему может стать идеологией социального протеста.

 

С.Жижек (р.1949)

Один из известных современных философ. Эпоха, к которой принадлежит, нам наиболее знакома: глобальный экологический кризис, большая скорость развития технологий. Наиболее известная работа – «Существование с негативом». В работах обращается к тем условиям существования человека в обществе. По его мнению – эти условия предопределены, в частности, процессами мировой глобализации на фоне фантастических путей развития.

Опирается на теорию К. Маркса, создавал при этом неожиданные образы мира.

 

1. Убежден в том, что от христианства к марксизму ведет прямая линия наследия; они должны быть по одну сторону баррикад.

 

2. Как Жиже отмечает, язычничество видит восстановление порядка в справедливом наказании, основанном на принципе «оно за оно», христианство – это восстановление равновесия, справедливости, все это оно видит в принципе « если кто ударит тебе по правой щеке, подставь левую».

Отличие христианства от буддизма: согласно буддийским представлениям, в жизни достичь освобождения невозможно, так как мы порабощены теми стремлениями, которые её определяют, христианство делает ставку на возможность радикального.

 

3. Человек абсолютно близок к богу. Когда он переживает свою оторванность от него, ибо в этот момент он оказывается в позиции паникующего Христа. Человек идентифицирован с Богом исключительно только через идентификацию с уникальной фигурой оставленного Богом Сына

 

Жак Ле Гофф (р. 1924)

Один из ярких представителей новой истории. Его эпоха характеризуется дальнейшей неопределенностью судьбы человечества, небывалой скоростью развития техногенного общества, экологическим кризисом. Своими учителями считал М. Блана и Л. Февр. Философ оставался верным концепции тотальной истории. В своих работах «Другое Средневековье», «Цивилизация Средневекового Запада» стал верен культурно-антропологическому подходу.

1. Теоретическая модель в Средние века имеет несколько особенностей:

· существование Бога - телесное представление его с человеческими чертами

· идея царской власти Бога

· представление о том, что Богу противопоставляется дьявол

В средние века Сатана не играл роль первого плана.

2. Эти особенности не могли не повлиять на социальную сторону. Высшей формой революционных движений были ереси. Средневековые ереси отвечали частям социальных категорий.

 

3. Культурные и научные знания в эпоху средневековья основаны на схоластическом методе. Так, в конечном счете, методика ведет к осознанию личности, её интеллектуальной ответственности. Активно применялись наблюдения и эксперименты.

Тема №6. «Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе».

 

1-2. 1.С точки зрения коэволюции в развитии природы и общества можно выделить следующие этапы:

1. архаическое

2. традиционно-аграрное

3. техногенное

Техногенное общество – человек с помощью новой техники начинает осваивать космические силы природы, то есть те силы, которые определяются закономерностями, действующие во Вселенной.

 

2.В Европе закладываются предпосылки социального и культурного возникновения техногенного общества. Происходит крах полисной системы и демократии, появляется проблема выживания частного лица в сложных условиях.

 

3. Научные революции подготовили технологию освоения фундаментальной космической силы природы, социальные революции измели социальную структуру общества так, чтобы оно сумело включить данную технологию в систему общественного производства.

 

4. Социальная и научная революции подготовлены новыми философскими идеями, в которой синтезируются смыслы универсалий культур данной исторической эпохи и на основе критики этих смыслов определяются новые пути развития культур.

 

5. Великий проект модерна – будущее реформационное движение, программа которого, представление о едином пути спасения, отрицании иерархического устройства самой церкви.

6. Великие модерны привели к социальной трансформации и изменениям в религиозной жизни, что больше подтолкнуло общество на путь к техногенной стадии развития.

3. 1. В XIV в. произошли изменения:

· церкви перешли под контроль могущественных королей

· ослобление церкви как идейного и политического ядра европейского феодализма

· философия превращается в доминирующее и определяющее направление интеллектуальной деятельности человека

 

2. Для них реальны только единые вещи, и единой реальностью является только человеческий индивид, а иерархизированная церковь и иерархия сословий в феодальном обществе своим собственным существованием не обладает.

 

3. По мнению Экхарта и немецких мистиков XIV в. существует прямая связь между Богом и человеком, вследствие которого человек в мистическом экстазе сливается с Богом.

 

4. Их идеи подготовили интеллектуальную основу для научной революции, высказав идеи о том, что во Вселенной существует только движение тела, и нет никаких привилегированных зон и центров.

 

5. Церковь рассматривается как совершенно иная ступень на пути к Богу и как нечто отвлекающее человека от прямого слияния с божеством.

 

4. В создании своих концепций Лютер на идеи обличения папства и церковной иерархии в отступлении от идей первоначального христианства, представленных в работах деятелей немецкого Возрождения.

 

Н.Кузанский (1401-1464 гг.) –представитель раннего Возрождения: эпохи гуманизма, ставившей в центре своего познания человека, как наивысшую ценность. Основные идеи изложены в сочинении «Об ученом незнании». Создал концепцию развития: в бытии божества он видит все реальности мира. Снимает иерархические принципы строения природы.

 

1. Отмечает, что Бог един, прибывает в единой Вселенной. Бог – свернутый мир; он заключает в себе все в том смысле, что все – в нем.

 

2. Для самого пытливого человека не будет самого совершенного постижения, чем добыть высшую умудренность в собственном незнании, всякий окажется тем умнее, чем полнее увидит своё незнание.

3. Идея богочеловека заключается в том, что человек является Сыном Бога, то есть словом, которым все создано, самим равенством бытия, но он не перестает быть сыном человеческим.

4. Его философия создавала ту атмосферу научного поиска в естествознании, которая привела к разработке гелиоцентрической картины мира. Отрицал идеи центризма земли и создал теорию предпосылки для построения новой картины мира.

 

М. Лютер (1483-1546 гг.)– время Лютера – время глобальных перемен и преобразований христианской церкви, и христианского вероучения. Автор концепции sola fide (спасение только личной верой) – догматический фундамент протестантизма.

1. Убежден, что Римская курия отвратительна и является пастью ада и все, что говорится в возможности только папы истолковывать писания или утверждения его толкования, папу называли антихристом и идолом.

 

2. В отношении Я. Гуса он убеждён в его несправедливом осуждении. Он считает, что те, кто принял такое никудышнее решение, приступили христианской грамоте и Божьему писанию. Аристотелевские писания его привлекают, и он может их рассматривать.

 

3. Только лишь верой может быть принято и возвращено Слово Боже, поэтому душа оправдана верой.

 

4. Говорит о том, что неправильны слова «священник», «церковник» применять лишь к тем немногим, кто ошибочно называет себя «духовенством».

 

5. Считал, что глупо зная, что в писании все вероятно светло, говорить о темноте его содержания, из-за темноты некоторых слов. Если в одном месте они темны, то в другом – светлы и ясны.

 

6. О мятежах говорит, что они принимают боль бед невиновных больше, чем виновных. Поэтому мятеж нельзя оправдывать.

 








Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 768;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.