Передвижения 4 страница
В упражнениях на коне различаются следующие фазы опоры руками: двухопорная фаза, когда опора выполняется двумя руками, одноопорная фаза, когда гимнаст опирается на одну руку.
Обучение упражнениям на коне начинается с овладения навыками правильной, рациональной осанки («посадки»), которая отличается выпрямленным телом, слегка согнутым в грудной части («горб», при опущенном плечевом поясе. На рис.104 показана осанка гимнаста в основных рабочих положениях: упоре (а), упоре верхом (правой, левой) (б), упоре сзади (в). Следует заметить, что овладение рациональной осанкой происходит постепенно – ее можно сформировать только в процессе освоения упражнений, состоящих из различных перемахов, скрещений и круговых движений одной и двумя ногами.
Рис. 104
Перемахи одной ногой могут быть одноименными и разноименными. При описании одноименных перемахов принято называть только ногу, например, перемах правой (слово «ногой» опускается), при этом подразумевается перемах вперед. А если перемах выполняется назад, то указывается направление, например, перемах правой назад из упора сзади или упора правой. Направление также указывается при выполнении разноименных перемахов, например, перемах правой влево из упора или упора левой; перемах правой влево–назад из упора сзади.
Для овладения маятникообразными движениями на коне необходимо вначале освоить размахивание в упоре ноги врозь (правой и левой). Для этого полезно неоднократно проделать имитацию размахивания в висе на гимнастической стенке (лицом к ней), а также в упоре на руках на комбинированном снаряде (рис.105).
Рис. 105
На коне размахивание выполняется во фронтальной плоскости с разведенными ногами. В этом положении тела гимнаста должно быть прямым и располагаться вертикально. Такое положение нужно сохранять в процессе выполнения любых маятникообразных движений. Типичными ошибками (особенно у начинающих гимнастов) являются поднимание спины и отведение таза назад.
Техника размахиваний. Из положения упора левой гимнаст вначале максимально отводит таз влево, а затем акцентированно делает мах правой в сторону и кверху до предела подвижности в тазобедренном суставе, при этом левая («передняя») нога остается пассивной (бедро касается тела коня), а таз гимнаста максимально приближается к правой ручке коня. Во второй половине размахивания «ведущая» правая нога опускается под действием силы тяжести в первоначальное положение с последующим многократным повторением размахивания. Далее то же проделывается в другую сторону из упора правой.
Важная деталь техники: при выполнении маха ведущей ногой в сторону–кверху нужно не допускать поворота таза в одноименную сторону.
Для выполнения размахивания в упоре гимнаст опирается руками о дальнюю часть ручек, но не за середину. В упоре плечи подаются вперед больше, чем в упоре ноги врозь, но спину не поднимать (для контроля нужно касаться тела коня бедрами, а не коленями). Размахивание в упоре лучше выполнять с прыжка, во время которого задается начало колебательного движения: таз гимнаста располагается у одной из ручек коня, а нога (разноименная с направлением размахивания) активно поднимается в сторону до предела. Из этого положения тело гимнаста скользящим движением направляется к другой ручке, с одновременным бросковым махом «ведущей» ногой в сторону–кверху до возможного предела. Далее «маятник» возвращается в первоначальное положение, а так повторяется несколько раз.
Для размахивания в упоре сзади таз выводится вперед за счет «отжимания» тела руками от ручек назад и вниз. Это позволяет увеличить амплитуду размахивания. Действия ногами и туловищем такие же, как при размахивании в упоре, хотя сделать это труднее из–за других условий опоры.
После овладения размахиванием в упоре ноги врозь и в упоре можно переходить к выполнению базового маятникообразного соединения: с прыжка (или из упора) перемах правой – мах влево – перемах правой назад – перемах левой – мах вправо – перемах левой назад. Если гимнаст уверенно выполняет это соединение 3–4 раза без остановки, то упражнение можно считать освоенным.
Следующим этапом начальной подготовки в упражнениях на коне является разучивание скрещений. Обычное (прямое) скрещение вначале выполняется из упора ноги врозь (левой и правой). На рис.106 показано скрещение вправо из упора левой. После энергичного маха ногами и туловищем вправо (2) гимнаст отталкивается правой рукой, продолжая отводить нижнюю часть туловища вправо–кверху (3), таз гимнаста поворачивается налево с одновременными перемахами левой назад, а правой вперед (4). После завершения встречных перемахов правая рука быстро ставится на опору (5). Скрещения необходимо выполнять в обе стороны, добиваясь максимальной амплитуды движения. Очень полезно для этого выполнять темповые многократные скрещения на комбинированном снаряде.
Рис. 106
Обратное скрещение вначале также выполняется из упора ноги врозь (левой или правой) (рис.107). После маха ногами и туловищем влево (2, 3) отпустить левую руку и, продолжая нажимать правой рукой на ручку коня вправо–книзу, взмахнуть левой ногой в сторону–вверх «за голову», слегка поворачивая таз налево, сделать перемах правой вперед, а левой назад, оставляя ее вверху. Затем, продолжая поднимание ног, быстро вернуть левую руку на опору (4). То же самое надо выполнить в другую сторону (из упора правой), связывая подряд несколько скрещений. Как и для прямых скрещений, для совершенствования техники обратных скрещений, полезно использовать комбинированный снаряд.
Рис. 107
6.5.Упражнения на брусьях разной высоты
Брусья разной высоты – женский вид гимнастического многоборья. Наличие двух разновысоких жердей позволяет гимнасткам исполнять большой объем упражнений начальной подготовки: простые и смешанные висы и упоры, висы на согнутых ногах, равновесия, перемахи, круги, маховые упражнения сходные с некоторыми упражнениями мужчин на перекладине. Успех в технической подготовке на этом виде многоборья требует от гимнасток разносторонней физической и функциональной подготовленности. Основная нагрузка падает на мускулатуру рук и плечевого пояса. Большого внимания требует укрепление мышц брюшного пресса. Ниже приводится перечень ключевых упражнений с методическими рекомендациями к обучению.
Подъем переворотом в упор на нижней жерди
Выполняется из виса стоя на согнутых руках. Отвести ногу назад, затем резким бросковым движением направить ее вперед–вверх в сочетании с толчком другой ноги. Не разгибая рук, приблизить ОЦТ к жерди и продолжая переворот, перейти в упор.
Подъем в упор на верхней жерди из виса присев на нижней. Успеху обучения способствует освоение «тяги руками» на гимнастической стенке (рис.108).
Рис.108
Притягиваясь прямыми руками к верхней жерди при активном выпрямлении ног, сместить плечи вверх–вперед и рывком выйти в упор (рис.109). Типичные ошибки, наблюдаемые при обучении – не полное выпрямление ног («мягкие ноги») и сгибание рук в надежде компенсировать слабую работу ног.
Рис.109
Подъем переворотом в упор на верхней жерди из виса присев на правой (левой) (рис.110).
Толчком правой и махом левой ноги согнуть руки, приблизив ОЦТ к верхней жерди и создав таким образом пару противоположно направленных сил, облегчающих вращательное движение тела вокруг оси жерди и переход в упор.
Рис.110
Помощь оказывается поддержкой исполнительницы одной рукой под таз, а другой под плечи. Правильное овладение механизмом техники переворота облегчает усвоение более сложного варианта, выполняемого из виса лежа (рис.111).
Рис.111
Перемах согнув ноги в вис лежа. После размахивания изгибами на махе вперед быстро согнуть ноги, подтянув колени к груди, после чего, отводя плечи назад выполнить перемах ног (в группировке) через нижнюю жердь в вис лежа.
Из упора круг с поворотом в вис лежа на нижней жерди. Выполняется из упора на нижней жерди лицом к верхней. Первая часть элемента – перемах правой с перехватом правой за верхнюю жердь снизу. Во второй части с поворотом налево выполнить перемах правой, захватив левой рукой верхнюю жердь, зафиксировать вис лежа на нижней жерди.
Из упора лежа на верхней жерди спад назад с перемахом ноги врозь в вис лежа на нижней жерди. Одновременным движением ног вперед и плеч назад в упоре на верхней жерди плавно перейти в вис лежа на нижней жерди. Перемах прямыми ногами через стороны выполняется в завершающей части спада.
Соскок из седа на бедре. Перехватить руку с верхней жерди за нижнюю (впереди одноименного колена) и оттолкнувшись бедром при активной опоре на руку, поднять таз повыше после чего прогнуться, фиксируя это положение перед приземлением.
Более сложный вариант соскока – с поворотом кругом. Поднявшись на бедре, следует поставить левую руку обратным хватом перед правой и смещая на нее вес тела с отпусканием правой быстро повернуться кругом.
Соскок углом назад из седа продольно (внутри) хватом левой за нижнюю, правой за верхнюю жердь. Предварительно в исходном положении слегка сместить ноги влево, затем движением ног вправо при активной опоре на левую руку выполнять перемах ног вправо с поворотом на 900 после чего быстро опуская ноги и выпрямляясь зафиксировать прогнутое положение тела и завершить элемент приземлением левым боком к снаряду (с отпусканием жерди или удерживаясь за нее левой рукой).
Соскок углом назад из седа на бедре на нижней жерди. Из седа на правом бедре перейти в сед углом (примерно под углом 45–500), слегка наклоняя плечи назад. Поворачиваясь направо и опуская ноги вниз (вращаясь на верхней части бедра), взяться левой рукой за нижнюю жердь и, опираясь на нее, перенести ноги вправо через жердь. Когда ноги пройдут над жердью, оттолкнуть правой рукой от верхней жерди с поворотом на 900 и завершить соскок стойкой левым боком к снаряду. Соскок выполнять слитно.
Из упора на нижней жерди махом назад соскок с поворотом на 900 1800. В упоре слегка согнуться в тазобедренных суставах (ноги вперед под жердь). Затем одновременно с активным махом ногами назад энергично оттолкнуться рукой от жерди и повернуться на 900. При повороте на 1800 отталкиваться сильнее и поворачиваться энергичнее.
Из седа продольно на нижней жерди внутри хватом за верхнюю жердь соскок махом вперед. В седе на нижней жерди слегка опустить ноги и перейти в вис. Затем сделать мах вперед (сгибаясь), к концу его резко прогнуться и акцентированным движением рук назад отпустить жердь. При выполнении соскока с поворотом на 900 разноименную стороне поворота руку следует отпускать несколько раньше.
6.6. Упражнения на бревне
Содержание упражнений на бревне в общем–то не отличаются оригинальностью. Большинство упражнений – передвижения, повороты, прыжки, акробатические и танцевально–хореографические элементы заимствованы из вольных упражнений. Специфика в выполнении движений на жестко ограниченной опоре (10см) и достаточно большей высоте, что сопряжено с большим эмоциональным напряжением (действие защитного рефлекса) и требует высокоразвитых функций равновесия, вестибулярной устойчивости, преприоцептивной и тактильной чувствительности.
Передвижения: ходьба на носках, приставным, скользящим, переменным шагом, с полуприседанием, бег в различных вариантах, шаг польки; сочетания ходьбы с танцевальными шагами и движениями рук в разных плоскостях и направлениях.
Повороты выполняются на носках выпрямленных или слегка согнутых ногах с соблюдением требований к осанке. Все повороты выполняются с выпрямленным туловищем, что уменьшает момент инерции тела, при вращениях облегчая сохранение динамического равновесия. Начинаются повороты с дистальных (отдаленных от опоры) звеньев тела.
Прыжки. Простейшие виды прыжков используются как связующие движения или способы передвижения. Прыжки высокой степени сложности повышают коэффициент трудности всей композиции упражнения.
К прыжкам, выполняемым на месте относятся прыжок двумя, прогнувшись, толчком двумя со сменой (или двойной сменой) положения ног, прыжок «кольцом», подбивной прыжок и т.п. Прыжки с продвижением, в отличие от вышеназванных, как правило, направлены вперед–вверх, вдоль бревна. Наиболее сложны далеко–высокие прыжки и прыжки с поворотами. Вот несколько их наиболее употребительных разновидностей:
Прыжок со сменой ног впереди. С шага толчком левой прыжок на левой с одновременным махом правой вперед. Сразу же после толчка – мах левой вперед. Приземлиться на правую, левая впереди. Прыжок можно выполнять с согнутыми ногами.
Прыжок шагом. Для прыжка характерна высокая и далекая траектория полета. Шагом левой энергичный толчок ею вперед–вверх с одновременным высоким махом правой вперед. В полете широко развести ноги (до положения шпагата), голова прямо. Это положение зафиксировать. Приземление на правую, спина прогнута, левая нога назад. Движения руками могут быть различными, но должны способствовать высоте взлета и сохранению равновесия. В полете возможно сгибание и разгибание маховой или толчковой ноги.
Перекидной прыжок (рис. 112). С шага толчком левой и махом правой вперед прыжком вверх. В полете, поворачивая плечи и правую ногу направо, поворот кругом, удерживая правую ногу повыше. В конце поворота мах левой назад. Приземление на правую ногу, спина прогнута, левая нога сзади. Ноги при смене положения должны находиться в плоскости бревна, иначе трудно сохранить равновесие.
Рис. 112
Соскоки. Изучению завершающего комбинацию элемента гимнастики посвящают много времени. Трудный и эффектный соскок является украшением композиции. Выполненный на высоком качественном уровне соскок оказывает позитивное влияние на зрителей и строгих судей. Простые соскоки выполняются из седов, приседов, упоров на колене. Вначале можно изучить соскок прогнувшись из полуприседа на конце бревна. Далее изучаются его варианты – соскок в сторону, назад, с поворотами (налево, направо, кругом).
Соскок прогнувшись из упора на колене базовый соскок для начинающих. Подготовительные действия заключаются в маховом движении назад свободной ноги (после предварительного отведения ее вперед). Толчком опорной ноги присоединить ее к маховой и зафиксировав прогнутое положение тела оттолкнуться одноименной стороне соскока рукой и приземлиться боком к снаряду.
Соскок из приседа на одной, другая назад. Опираясь руками о бревно, отвести свободную ногу вниз. Далее одновременно с махом ею назад выпрямить толчковую ногу и оттолкнувшись от бревна, присоединить ее к маховой. В нисходящей части траектории движения, сохраняя прогнутое положение тела поднять голову, оттолкнуться одноименной стороне соскока рукой и плавно перейти в доскок (боком к снаряду).
6.7. Опорные прыжки
Опорные прыжки – один из видов спортивного гимнастического многоборья у мужчин и женщин.
Опорные прыжки – высокоинтенсивный вид физических упражнений, предъявляющий высокие требования к скоростно–силовой подготовленности. Спортсмены выполняют работу большой мощности. За десятые доли секунды во время отталкивания ногами, а затем и руками величина усилий достигает 700–800 кг и 200–240 кг соответственно, что позволяет поднять ОЦТ в полете на 2,5–2,8 м.
Техника опорных прыжков складывается из разбега и наскока на мостик, отталкивания ногами, полета до постановки рук на снаряд, отталкивания руками, полета и приземления. Наиболее сложны и ответственны фазы отталкивания ногами о мостик и руками о снаряд. От их эффективности зависит правильность траекторий движения тела в полетных фазах и качество прыжка в целом.
Координационная сложность и большая скорость движений в прыжках нередко порождает чувство страха. Это естественная защитная реакция, для подавления которой предусматривается снижение высоты снаряда, использование поролоновых матов, кубов или специальных ям, наполненных поролоновой стружкой.
Обучение опорным прыжкам начинают с отработки отдельных фаз как относительно самостоятельных движений. По мере освоения их обученные фрагменты объединяют в целостный двигательный акт. В целях обеспечения безопасности гимнастов, предварительно добиваются надежных, устойчивых навыков приземления.
Опорные прыжки выполняют через гимнастический конь, козел и специальный стол(1,5х 1,0м.) с накладной поверхностью и изменяемой высотой (от 1,0до 1,4м.).
Подразделяют прыжки на: 1) прямые (направление основных действий совпадает с направлением разбега); 2) боковые (тело гимнаста перемещается в стороне от опоры); 3) перевороты. Последние в самых разнообразных вариантах являются основой спортивных программ квалифицированных гимнастов и гимнасток.
Прямые прыжки.
Прыжок ноги врозь через коня в длину толчком о дальнюю часть коня (рис. 112) исполняется с замахом и без него. Для полноценной фазы полета, обеспечивающей условия для стопорящего отталкивания руками, мостик устанавливается на расстоянии 4–5 ступеней от снаряда. Разведение ног в стороны начинается одновременно с толчком руками и небольшим сгибанием тела в тазобедренных суставах. Разгибание после толчка выполняется главным образом за счет отведения плечевого пояса назад. Страховка осуществляется спереди снаряда, у места приземления. Страхующий поддерживает исполняющего под грудь и за плечо ближайшей руки.
Рис. 112
Для овладения разведением ног с одновременным подъемом таза кверху используют такие упражнения: 1) Из упора лежа на полу толчком ног перейти в упор стоя согнувшись ноги врозь. 2) Прыжки вверх с опорой руками о снаряд.
При освоении толчка руками рекомендуются упражнения: из приседа на ближней части коня прыжок ноги врозь толчком руками о дальнюю часть; из полуприседа прыжок в упор на руки на горку матов с последующим отталкиванием и приходом в стойку ноги врозь согнувшись. Важное требование к технике исполнения названных упражнений, чтобы при толчке положение рук по отношению к туловищу оставалось неизменным. В противном случае «сваливание» плеч снизит эффективность толчка руками.
Прыжок согнув ноги через козла в ширину (рис.113).
В момент толчка руками в снаряд поднять таз, сгибая ноги к груди. Пройдя в таком положении над снарядом, энергично разогнуться, опуская ноги книзу. В полете зафиксировать положение прогнутого тела, после чего плавно сгибаясь, приготовиться к приземлению.
Последовательность обучения:
1.Прыжки на месте с опорой руками и сгибанием ног после толчка.
2.Из упора лежа толчком ног упор присев (в «доскок»).
3.Прыжки с возвышенности, сгибая и разгибая ноги.
Рис.113
Страхуя, стоять спереди и немного сбоку от места приземления. При обучении прыжку держать прыгуна двумя руками за руку выше локтя, а когда прыжок изучен, – одной рукой за предплечье, другой – выше локтя за плечо или под грудь; при падении вперед держать под грудь, при падении назад – под спину.
Прыжок согнувшись толчком о дальнюю часть коня (рис.114) выполняется с предварительным замахом назад. Во время отталкивания руками гимнаст поднимает таз, тормозя движение ног (сгибание в тазобедренных суставах примерно 90°). Толчок руками выполняется от себя и сопровождается рывковым движением туловища назад–вверх. Положение согнувшись еще некоторое время сохраняется в полете. Затем следует разгибание и подготовка к приземлению.
Последовательность обучения:
1.Из упора лежа толчком ног упор стоя согнувшись, выпрямиться, руки вверх–кнаружи.
2.Прыжки сгибаясь–разгибаясь с высоты.
3.Прыжок согнувшись через коня с ручками.
4.Прыжок согнувшись через козла.
5. Прыжок согнувшись через два козла толчком о дальний или ближний снаряд.
6.Прыжок согнувшись через коня в длину.
Рис.114
Боковые прыжки
Прыжок углом через коня в ширину (рис.115) не требует большого разбега. Оттолкнувшись ногами от мостика и опираясь прямыми руками о снаряд, направить ноги вправо (влево), повернувшись на 90° в одноименную направлению движения ног сторону (рис.115). Отталкивание производится последовательно правой и левой руками. После перелета через снаряд ноги резко разгибаются в тазобедренных суставах и с опорой на правую руку спортсмен приземляется боком к снаряду.
Рис.115
Прыжок боком через коня в ширину с ручками (рис.116).
Выполняется с небольшого разбега. После толчка ногами, поднимая таз, и сгибаясь в тазобедренных суставах быстро сместить вес тела на левую руку, направляя ноги в противоположную сторону. Активно разгибая ноги в сочетании с толчком левой руки, приземлиться спиной к снаряду.
Рис.116
Последовательность обучения:
1. Из упора лежа на полу перемах двумя вправо (влево) в упор лежа боком.
2. Из упора стоя на трамплине перед конем, отталкиваясь ногами, прыжок боком.
3. Прыжок боком через коня в ширину с положенным на него набивным мячом.
4. Прыжок боком через коня в ширину без ручек.
Прыжки переворотом
Наиболее простым (базовым) видом прыжков данной группы является прыжок переворотом вперед.
Прыжок переворотом вперед через коня толчком о дальнюю часть снаряда (рис. 117). После толчка ногами в первой полетной фазе тело прогнуто. Замах выполняется с таким расчетом, чтобы к моменту постановки рук на снаряд тело находилось как можно ближе к вертикали. Толчок руками выполняется быстро и энергично с одновременным выпрямлением туловища, что обеспечивает «стопор» в отталкивании и уменьшает вращательное движение тела вперед.
Рис. 117
Последовательность обучения:
1. Переворот вперед толчком двумя ногами (на акробатической дорожке).
2. Прыжок в стойку на руках на горку матов и кувырок вперед.
3. Переворот вперед через горку матов.
4. Стоя на коне, махом одной и толчком другой переворот вперед толчком о дальнюю часть коня.
Переворот вперед через коня в ширину.
Прыжок углом через коня в длину толчком одной ногой с бокового разбега.
При прыжке углом вправо надо оттолкнуться от мостика (стоящего сбоку) левой ногой и одновременно опереться правой рукой о коня. Маховой ногой следует сделать движение кверху над снарядом, а толчковую после толчка быстро присоединить к маховой, чтобы над снарядом они были вместе (рис.118). Опираться руками последовательно: сначала правой рукой, затем обеими и, наконец, левой. Сохранять опору до момента приземления.
При выполнении прыжка тело гимнаста не должно отходить от опоры.
Помощь оказывается сбоку у места приземления. Держать правой рукой за ближнюю руку прыгающего у плеча, а левой поддерживать под таз или поясницу.
Последовательность разучивания: из седа на правом бедре с опорой за телом взмахом ногами вперед и вправо соскок с коня с приземлением левым боком к нему; из седа на правом бедре на низких брусьях соскок углом через обе жерди (с помощью и самостоятельно); с 2–3 шагов наскок в сед на коня (соединять ноги к началу седа для усвоения техники отталкивания и начала прыжка углом); прыжок углом с помощью и самостоятельно.
Рис.118
Прыжок прогнувшись через коня в ширину с ручками (рис.119).
Выполняется с небольшого разбега. Одновременно с отталкиванием ногами сместить вес тела на левую (правую) руку и оттолкнувшись правой (левой), сделать энергичный мах ногами назад с поворотом на 90°. Проходя над плоскостью снаряда и сохраняя прогнутое положение тела, приземлиться боком к снаряду.
Последовательность обучения:
1. Из размахивания в упоре на брусьях махом назад соскок прогнувшись.
2. Из упора стоя на трамплине, опираясь на ручки коня, прыжок прогнувшись.
3. То же с небольшого разбега (2–3 шага).
Рис.119
6.8.Вольные упражнения.
Как вид программы многоборья вольные упражнения используются в соревнованиях гимнастов и гимнасток – разрядников. С музыкальным сопровождением выполняют их лишь женщины.
В отличие от упражнений на снарядах, где подавляющее большинство упражнений связано с опорой руками (висы, упоры), техника движений, составляющих вольные упражнения мужчин и женщин, связано с опорой на ноги, на руки и ноги одновременно, с опорой на другие части тела. Содержание вольных упражнений как вида многоборья являются повороты, равновесия, перемахи, хореографические и танцевальные движения. Основой же трудности упражнений квалифицированных гимнастов и гимнасток служат акробатические элементы и соединения.
Участие в движениях различных звеньев тела, чередование динамических элементов и статических поз, свободный выбор условий опоры, ритма, темпа выполнения их, все это обуславливает практически безграничное число вариантов элементов и технических приемов, возможность создания оригинальных тематических композиций.
Вольные упражнения воспитывают культуру движений, развивают точность, пластичность и выразительность (особенно при сочетании с музыкальным сопровождением) движений.
Прыжки – характерные элементы вольных упражнений – придающие особую динамику, впечатление легкости, невесомости: прыжки с ног на руки и с рук на ноги выполняются на месте и с передвижением, без разбега и с разбега, с поворотами. Наиболее сложными формами прыжков являются акробатические элементы – перевороты, сальто и т.п. Техника и методика разучивания их описана в главе 6.
Перевороты – быстрые или медленные (силовые) переходы в стойку на руках, опуская со стойки на руках в обычную стойку, перевороты в сторону (колесо) и т.п.
Падения – движения выполняемые из стоек на ногах или руках и заканчивающиеся положением упора лежа или положением лежа.
Повороты могут выполняться в сочетании с падениями, перекатами, переворотами, прыжками. Например, поворот кругом махом правой в равновесие; поворот кругом в стойке на руках, поворот на 3600 в полете с приземлением в «доскок».
Равновесия включают как элементарные стойки на носках, на одной ноге, так и сложные разновидности: стойки на голове и руках, стойки на руках, горизонтальный упор или упор на локте и т.п.
Техника хореографических и танцевальных движений, занимающих особое место в содержании вольных упражнений женщин, раскрывается в разделе 7.2
Включение различных видов упражнений: общеразвивающих, акробатических, хореографических, танцевальных тесно связано с композиционным построением вольных упражнений.
Композиция вольных упражнений – это логическая последовательность выполнения элементов, их сложность, взаимосвязь частей упражнения, динамика перемещения спортсмена на ковре,согласованность с характером музыкального сопровождения.
Композиция вольных упражнений в спортивной гимнастике – творческий процесс, в котором участвуют спортсмен и тренер, хореограф и композитор. Композиция должна быть оригинальной (не шаблонной), позволяющей в рамках требований правил соревнований и учета объективных тенденций развития гимнастики, показать индивидуальные особенности каждого гимнаста.
Целостность композиции: предусматривает органичную взаимосвязь начала, середины и концовки упражнения, соответствие единому замыслу, единой стилистике. При этом большая роль отводится выбору музыкального произведения. Восприятие композиции вольных упражнений судьями и зрителями основано на определенных закономерностях (критериях): контрастности, нарастания и др.
Контрастность – основана на усилении впечатления за счет продуманного сочетания движений, различающихся по амплитуде, скорости, ритмическому рисунку исполнения отдельных фрагментов и упражнения в целом. Реализация этого требования тесно связана с динамикой перемещения спортсмена на ковре, позволяющей продемонстрировать движения в наиболее выгодном ракурсе. Рис. 120 иллюстрирует схемы перемещения гимнаста, использованные в спортивной практике.
Рис. 120
Нарастание – предусматривает неуклонное (от начала к концу) повышение трудности выполняемых движений. Не менее эффективен способ наращивания темпа или амплитуды движений от начала упражнения к финалу. Весомым признаком удачно составленной композиции является трудный завершающий комбинацию элемент. Правда, включение простого, редко исполняемого элемента при высоком качестве его исполнения может произвести лучший эффект, чем выполненный с большими техническими огрехами сверхтрудный элемент.
Методические рекомендации к обучению
В основной гимнастике, где вольные упражнения представляют собой сочетание обычных общеразвивающих упражнений на 32 или 64 счета, рекомендуется осваивать движения по восьмеркам (на 8 счетов), запоминая их и постепенно уточняя детали, вплоть до положений кистей, головы, характера движений.
Сложные элементы в упражнениях спортивной программы обычно осваивают отдельно, а затем соединяют со связующими движениями и фрагментами целого упражнения.
Пластичность, мягкость движений – отличительные черты хорошо освоенного упражнения. В этих качествах просматривается манера исполнения. Манера исполнения зависит также от правильной осанки спортсмена как в исходных и конечных положениях, так и в процессе выполнения элементов техники (динамическая осанка).
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 708;