Структура и основные проблемы философского знания
Отношение человека к миру, или субъекта к объекту как предмет философского анализа включает в себя ряд проблем, обеспечивающих разносторонний подход к рассмотрению этого отношения и обусловливающих структуру философского знания и его разделы.
Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, праксиология, философская антропология, социальная философия.
1. Онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования.
• Первая философская проблема – Проблема бытия/небытия, объекта и субъекта, вопрос их первичности или вторичности по отношению друг к другу(первичность означает существование одного явления до, вне и независимо от другого).
• Для обозначения объекта (объективной реальности) используется понятие «материальное». Для обозначения субъективной реальности – понятие «идеальное».
• Основные направления классической онтологии: материализм, идеализм, дуализм
• Материализм – философское направление, признающее материю (объективную реальность) первичной, а духовное начало, сознание, субъективное – вторичным.
• Исторические виды материализма:
1) стихийный (наивный) материализм древних (Аристотель, Демокрит);
2) метафизический материализм Нового времени (Гольбах, Ламетри, Фейербах);
3) диалектический материализм (Маркс, Энгельс)
• Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное начало, идеальное, а материю считающее вторичной или отрицающее ее существование.
• Виды идеализма:
• Объективный идеализм: считает первичным и объективно существующим духовное начало (Абсолютную идею, Божественный или космический разум), порождающее материальный мир, который поэтому вторичен (Платон, Гегель, неотомизм).
• Субъективный идеализм: считает первичным и определяющим сознание субъекта, а материальный мир – зависящим от него или вообще отрицает его существование (Беркли, Фихте).
• Дуализм – философское направление, отрицающее проблему первичности материи или сознания и утверждающее параллельность и независимость их существования друг от друга (Декарт).
2. Гносеология – учение о познании,его сущности и возможностях, об отношении знания к реальности, об условиях его достоверности и истинности.
• Вторая важнейшая философская проблема – Познаваем ли мир?Суть проблемы познаваемости: способно ли сознание субъекта адекватно (правильно) отражать окружающий мир, или: соответствуют ли наши знания о мире самому этому миру?
• Основные направления гносеологии:
• Гносеологический оптимизм – направление, признающее познаваемость мира, т.е., утверждающее, что наши знания о мире могут соответствовать этому миру.
• Гносеологический пессимизм – направление, отрицающее познаваемость мира или сомневающееся в возможности его познания.
• Разновидности гносеологического пессимизма:
– Скептицизм – сомнение в правильности познания мира (Юм);
– Агностицизм – каждое явление – «вещь-в-себе» (И. Кант); познание – это «трансцензус» – переход от знания явления к знанию сущности, который не может быть осуществлен, ибо мы никогда не будем знать, какой вещь является сама по себе.
3. Философская методология – учение о всеобщем методе познания
• Третья важная философская проблема – Проблема поиска наиболее оптимального метода познания объекта субъектом
• Два основных метода философии: диалектический и метафизический – они альтернативны, взаимоисключают друг друга, базируются на противоположных принципах.
• Диалектика: в ее основе – принцип всеобщей связи; принцип развития
• Метафизика: для нее характерны: разрыв связей; отрицание или извращение развития
4. Праксиология – учение о практике
• Четвертая философская проблема – Проблема активности, целеполагания и деятельности субъекта по отношению к объекту; проблема практики.
• Практика – материально-предметная деятельность субъекта, в результате которой происходит изменение объекта.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 2622;