Виды практики: материальная, социальная, научная.
Два подхода к практике:
• Созерцательный подход: Объект воздействует на субъект, который пассивно отражает мир.
• Деятельностный подход: Предполагает активное воздействие субъекта на объект.
5. Аксиология – учение о ценностях,их природе, структуре и месте в реальном бытии.
Пятая проблема философии – определение системы ценностей и их приоритетов в отношениях субъекта и объекта.
• Ценности – жизненно значимые для человека феномены, выступающие для него ориентиром и организующие его жизнь и деятельность.
Аксиология выдвигает и обосновывает различный набор ценностей, от иерархии которых зависит мировоззрение личности и жизненная программа ее действий
• Виды ценностей: витальные, материальные, духовные
• Основные ценности:
• Бог, Человек, Природа, Жизнь, Здоровье… Продолжите этот ряд!
6. Философская антропология – учение о человеке
Анализирует проблемы, связанные с выявлением места и роли субъекта в системе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.
В философии ХХ-XXI вв. проблема человека – важнейшая проблема большинства течений, отводящих центральное место изучению не мира – объекта, а человеку – субъекту (экзистенциализм, персонализм, неофрейдизм и др.).
7. Социальная философия – раздел философии, основной проблемой которого является исследование специфических особенностей бытия общества как совокупной субъективно-объективной реальности
• Социальная философия анализирует динамику и перспективы развития общества, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.
Вопрос 4. Культурные традиции Востока и Запада.
Философия и национальное самосознание
(самостоятельно)
Традиционно Восток определяется как доиндустриальное или традиционное общество, Запад — как инновационное общество (техническая цивилизация). В культурных традициях Востока и Запада отмечаются следующие отличия:
а) для Востока характерны замедленные темпы исторического развития, доминирование традиций, для Запада — новаторство, высокие темпы исторического развития;
б) Восток — это традиционное общество с закрытой и немобильной социальной структурой; основной формой правления является деспотия. Запад — общество нетрадиционного типа: открытое и мобильное, для человека возможно изменение статуса (образование, карьера, бизнес); формы правления, в основном, – демократия и республика.
в) Восточный тип мышления — образное мышление, религиозно-мифологические системы лежат в основе картины мира. Западный тип мышления — рациональное мышление, его высшее выражение — наука, формирующая собственную картину мира.
г) на Востоке общественное и природное воспринималось как единое. Человек весьма гармонично сосуществовал как с окружающей природой, так и со своей собственной телесной природой. На Западе природа рассматривалась как объект воздействия общества, результатом чего и стали экологические проблемы XX в. Запад — синоним понятия «развитые страны».
В начале 21 в. Восток претерпевает огромные изменения, которые осмысляются в рамках теорий модернизации и глобализации. В настоящее время с разным успехом, но все же Восток модернизируется. Успешно идут по пути технической цивилизации те восточные страны, где существовала конфуцианская религиозная традиция (Япония, Китай). Путь Индии с ее религиозной системой индуизма неоднозначен. Самые большие трудности ожидаются на пути модернизации стран мусульманской культуры.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 1305;