И развитие натуралистической философии в досократический период
Начала исторического пути развития древнегреческой философии приходятся на последнюю четверть VII в. – первые десятилетия VI в. до н.э. Уже ранняя мысль первых философских школ, которые возникают в Ионии (Малая Азия) и на юге Италии, Сицилии и части Аппенинского полуострова («Великая Греция»), стремилась объяснить существование разнообразных предметов и явлений окружающего человека мира, весь видимый и чувственно воспринимаемый им Космос не действием богов-демиургов или каких-либо высших, сверхъестественных сил, но исходя из самой природы. При этом она руководствовалась разумом как главным проводником человека в познании. В этом существенное отличие философии от мифологии и религии – предшествующих ей исторических типов мировоззрения.
Необходимо отметить, что все древние философы были учёными-энциклопедистами, как бы мы назвали их сегодня. Сама философия, в особенности на первых порах, являлась наукой, объединяющей многие знания, которые относились к различным областям существования мира, человеческой жизни, практической деятельности и познания: геометрию и географию, астрономию и космологию, законотворчество и этику, историю и теологию и пр. Так, Фалес – основатель милетской школы, первый из семи мудрецов древности, сумел понять природу солнечных затмений, догадавшись, что причиной их является прохождение Луны между Землей и Солнцем. Он предсказал одно из них, случившееся, согласно дошедшим до нас историческим сведениям, примерно в 585-584 г. до н.э. Фалес стал первым доказывать математические теоремы.
Ученик его – философ Анаксимандр занимался астрономическими и географическими исследованиями, был техником – изобрел солнечные часы. Особенно известным он стал в Милете после того, как предсказал землетрясение. Анаксимандр первым поставил задачу отыскивать законы природы. Это была одна из тех философских идей, без которых науки просто бы не было.
К сожалению, по самым разным причинам до нас не дошло работ самих первых учителей мудрости – тех, кого называют философами-досократиками. Все сведения об основных идеях, которые можно обнаружить в их учениях, мы получаем благодаря свидетельствам о них других философов – представителей более поздних этапов развития философского знания в Античности. Поэтому всем, изучающим наследие ранней древнегреческой философии, важно понимать, что в этом случае они имеют дело в основном с субъективными толкованиями, теоретический уровень и, соответственно, историко-философское значение которых, определяются, как правило, уровнем понимания их авторов первоначального философского материала, к которому они обращаются в связи с конкретными целями и задачами, стоящими перед их собственной философией. Наиболее полным и важным историческим свидетельством, запечатлевшим образы ранней философии являются труды Аристотеля, который был не только одним из крупнейших мыслителей Древней Греции, но также и первым историком философии.
Особенности ранней греческой философии. Важнейшей чертой древнегреческой философии является её космоцентризм. Основополагающим здесь является мировоззренческий принцип, согласно которому «Космос есть всё превосходящая реальность». Космос объемлет собой весь мир, вне его ничего не существует. Начало и конец всего сущего, всё сущее одухотворяющий он – воплощённый в реальности совершенный в своей гармонии образ бытия. Само греческое слово «космос» происходит от персидского, первоначально обозначавшего «шатёр». Постепенно его стали употреблять как поэтический образ звёздного неба, а затем для обозначения мира в целом, всего, что находится на небе и под ним – природы, человека, общества и культуры. Первые же философы предложили объяснять эту целостность из неё самой.
Наряду с этим можно выделить и другие её особенности: натуралистический (от лат. natura – природа) характер, панпсихизм (вера в то, что всё сущее обладает душой как движущим им началом), сохраняющийся в ней через влияние мифологии, а также отсутствие представлений об автономности личности. Человеческая жизнь должна соответствовать гармонии, царящей в окружающем мире, космическом порядке, неотъемлемой частью которого человек является. В социально-политической сфере жизни это выразилось в отождествлении интересов индивида с интересами полиса (государства).
Основные проблемы и философский образ первоначала. С первого момента своего возникновения античная философия стремилась постичь скрытую от глаз «смертного» человека сущность мира (Космоса) и его самого. Вопрос о том, что есть мир? – был центральным вопросом, которым задавались античные философы. Исходя из его решения, они ставили и решали другие проблемы. В соответствии с этим формировались и философские дисциплины, основные разделы философского знания: онтология – учение о бытии; психология – учение о человеческой душе как части Мирового Духа; гносеология, вопрошавшая о возможности и способах познания мира, а также о критериях истинности знания; этика – учение о нравственности, разными способами отвечавшее на вопрос о том, что необходимо человеку, чтобы жить в гармонии с миром и другими людьми, и социальная философия – формировавшая представления об устройстве общества и наилучших формах государства.
Постепенно в древнегреческой философии начал складываться образ единого первоначала сущего. Сущее – это всё то, что окружает человека в мире в виде единичных вещей, предметов, разнообразных процессов и явлений. Античные философы вкладывали в философский образ первоначалатот смысл, что необходимо существует всему предшествующая природно-вещественная основа (субстанция), из которой всё выделяется как из своей причины и в которую всё в конце концов возвращается, в обратном движении сливаясь с изначальным единством как некой тотальностью бытия. Это первая и фундаментальная реальность, которая изначальна, постоянна и – согласно взглядам некоторых мыслителей (напр., Анаксимандра) – беспредельна в противоположность тому, что производно, вторично, конечно и преходяще.
Несмотря на свою тотальность, первооснова не есть божество; она мыслится первыми философами в качестве основного принципа развития природы, который при определённых условиях обнаружить в ней самой. Цель философии – познать это безусловное начало, его возможность и силу как действительную всеобщую природу вещей, их подлинную сущность. Первые греческие философы поняли, что надо искать какие-то простые основания, исходя из которых, можно было бы логично вывести и объяснить устройство мира, человеческую жизнь, познание. И эта догадка имела решающее значение для развития теоретического, т.е. основанного на созерцательности человеческого ума знания, приведшего впоследствии к возникновению науки.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 819;