Система и метод философии Гегеля
Развитие немецкого классического идеализма достигает своих вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). Его основные работы: «Феноменология духа» (1806), «Наука логики» (1816), «Энциклопедия философских наук» (1817) и др.
Основное достижение Гегеля — разработка целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика у него понимается как учение о развитии, единстве и противостоянии противоположностей.
Гегель — абсолютный идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, не материю, а «Абсолютную Идею» («Мировой Разум»). Эта Идея существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Только Абсолютная Идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир — природа и общество — есть лишь отражение Идеи, результат её развития.
Абсолютная Идея саморазвивается. Источник её саморазвития — борьба противоположностей, которые заключены как в самой Идее, так и в её порождениях — природных вещах. В процессе саморазвития происходит самопознание Идеи.
Абсолютная Идея в своём развитии проходит три ступени — логическую, природную и духовную:
1) Идея порождает и накапливает своё собственное богатство содержания (качество, количество, меру, противоречия, … суждения, умозаключения и т. д.). Это процесс Гегель рассматривает в «Науке логики»;
2) Идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире — в природе. Эту ступень Гегель рассматривает в «Философии природы». Природу Гегель воспринимает как систему ступеней, где каждая опирается и вытекает из предыдущей. Эволюционную теорию Гегель не принимает, ведь с его точки зрения развивается не природа, а её источник и духовная основа — Абсолютная Идея;
3) развитие Идеи завершается полным совпадением «Мирового Разума» с сотворённой им природой и обществом, тождеством Идеи и мира — «Абсолютным знанием» («Абсолютным духом»). Эта третья ступень движения Идеи исследована Гегелем в «Философии духа».
Таким образом, в своей философской системе Гегель завершает развитие Идеи, что находится в противоречии с методом Гегеля — диалектикой, которая предполагает бесконечное развитие.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 552;