Циклический паттерн развития

Подход теории циклов к историческому процессу отли­чается от эволюционистского. Согласно этому подходу, ис­тория периодически исчерпывает свой потенциал и времен­но возвращается к началу процесса, т. е. она обратима, по­вторяема. Социальное и историческое развитие идет не по прямой, а, скорее, по кругу.

Как и все исторические концепции, циклическая теория также опирается на аналогии или метафоры, базирующие­ся на здравом смысле. Она обращается к широко извест­ным явлениям повседневной жизни. П. Штомпка приводит следующие примеры.

1. Существуют очевидные астрономические циклы: день и ночь (работа и сон), фазы луны (приливы), времена года (периоды вегетации, ритм сельскохозяйственных работ, дни отдыха в современном обществе).

Существуют биологические циклы, имеющие важные последствия для социальной жизни: рождение, детство, юно­шество, зрелость, старость, смерть (возникновение и затухание активного участия в социальной жизни, отмеченного та­кими датами, как поступление в школу, получение первой работы, основание семьи, рождение детей, уход на пенсию).

Существуют отчетливо воспринимаемые политические, экономические и социальные циклы на макрошкале: прави­тельства приходят и уходят, за упадком следует подъем, пе­риоды процветания сменяются временами кризиса, между­народная напряженность чередуется с периодами разряд­ки и ослабления напряженности, социальные беспорядки
переходят в периоды долгой стабильности.

Существуют отчетливые циклы на макрошкале повсед­невной жизни: ежедневный ритм семейных событий, недель­ный ритм рабочих и выходных дней, годовой ритм праздни­ков и дней отдыха. Словом, если прибегнуть к поэтической идиоме Питирима Сорокина, «великая симфония социаль­ной жизни «исчисляется» множеством раздельных процес­сов, каждый из которых течет волнообразно, сменяется в пространстве и времени и происходит одновременно в про­странстве и времени, периодически и непериодически, пос­ле длительных или коротких интервалов».

Попытаемся более четко объяснить саму концепцию цик­ла. Если в направленном процессе каждая последующая фаза отличается от любой другой, предшествующей ей во времени, то в циклическом процессе состояние изменя­ющейся системы в некоторое более позднее время будет таким же, каким оно было в некоторое более раннее вре­мя.

 

Эта общая характеристика относится к разнообраз­ным циклическим процессам, каждый из которых облада­ет более конкретными чертами: диапазоном сходства между повторяющимися состояниями систем; временем, которое разделяет повторяющиеся события; количе­ством повторений в полном цикле.

Процесс может протекать циклически, последовательно проходя через такие состояния системы, которые в точности повторяют, совпадают с прежними (например, заход солн­ца). Или процесс может идти по спирали, когда последова­тельные состояния хотя в основе своей схожи, но не иден­тичны (утренние заторы на дорогах, возрастающие год от года). Восходящая спираль означает повторение процесса на относительно более высоком уровне (циклический про­гресс), нисходящая — повторение на относительно более низком уровне (циклический регресс).

Продолжительность цикла может быть короткой или длинной, и измеряется она не абсолютно, а лишь в зависи­мости от типа рассматриваемых процессов. В биологии жиз­ненный цикл бабочки может считаться коротким по сравне­нию с циклом кита. В социологии дневной цикл семьи — короткий, а цикл жизненной карьеры — длинный. В эконо­мике производственный цикл автомобиля короткий, а кораб­ля — длинный; цикл инвестиций и получения прибыли в тор­говле потребительскими товарами короткий, а в тяжелой индустрии -— гораздо длиннее. В политике цикл парламен­тских сессий (парламентский календарь) короткий, цикл (срок) переизбрания — длинный.

Важно учитывать также, ритмичен или неритмичен цикл. В первом случае интервалы между фазами цикла равны; во втором — неравны. Если он подчиняется чистой случайности, то речь идет о случайном цикле. Но в основе неритмичного цикла может лежать и некоторая регуляр­ность. Если интервалы становятся существенно короче, то можно говорить об ускоряющемся (убыстряющемся) цикле (например, научные открытия или технологические иннова­ции в современную эпоху), если же интервалы значительно удлиняются, то имеет место замедление цикла (самозамед­ляющийся цикл).

Наконец, циклы могут различаться по количеству фаз. Если в цикле лишь две фазы, то это — дихотомический цикл (например, день и ночь, работа и отдых, война и мир, бум и упадок), если три — триадический цикл (например, возник­новение — зрелость — упадок, первородный грех — отпу­щение — спасение), если больше, то можно говорить о мно­жественном цикле (например, детство — зрелость — ста­рость — смерть в цикле индивидуального жизненного пути, мобилизация — рекрутирование — формирование лидер­ства — бюрократизация — демобилизация — распад в «ка­рьере» социального продвижения).

Развитие циклических представлений. В библейской книге Екклезиаста сказано: «Что было, то и будет; и что де­лалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солн­цем».

В философии циклический паттерн восходит к Древней Греции. В записях Геродота (V в. до н. э.) дана первая пол­ная схема приложения цикла к политическим режимам: монархия — тирания — олигархия — демократия — охлок­ратия. В работах Полибия (200—118 до н.э.) проводится сходная мысль, а именно, что все государства (политии) про­ходят неизбежные циклы роста, зенита и упадка.

В средние века аналогичные идеи возникали у такого внимательного наблюдателя общественной жизни, как Ибн Хальдун (1332—1406), который тоже был убежден в том, что «нет ничего нового под солнцем». Он сравнивал циклы ци­вилизации с жизненными циклами живых организмов: рост — зрелость — старость. Цикл политических режимов длится примерно 100 лет, что равнозначно жизни трех по­колений.

Цикл изменяющихся социальных связей, или солидарностей, типичных для повседневного существования человеческих групп, проходит через три стадии: (1) вначале доминирует сильно развитое чувство солидарности, вызы­ваемое трудными условиями кочевой жизни в пустыне; (2) затем, с появлением оседлости, когда культуры локализу­ются и возникает достаток, солидарность ослабевает, это приводит (3) к полному разрыву социальных связей и рас­пылению групп, за которыми вновь следует их кристалли­зация на основе новых социальных уз.

В эпоху Просвещения Джованни Баттиста Вико распро­странил идею циклизма на всю человеческую историю. Он был, пожалуй, первым, кто предположил (в своей знамени­той «Новой науке», 1725), что социальная жизнь и история могут изучаться наукой и что можно открыть их закономер­ности. История и общество — это результат человеческих действий, их конечный продукт, и потому они должны быть доступны человеческому познанию, т.е. в принципе позна­ваемыми. В своем поиске такой исторической регулярности Вико подошел к образу восходящей спирали. Типичный (од­нотипный) процесс, имеющий место и на всеобщем, самом широком уровне человечества, и на конкретных уровнях частных цивилизаций, культур или обществ, принимает форму повторяемости, хотя не абсолютно точное повторение (corsi и ricorsi). Циклы повторяются на все более высоких уровнях с некоторой модификацией. На каждом повороте цикла возникает новый феномен.

Типичный исторический цикл проходит три стадии:(1) анархия и дикость; (2) порядок и цивилизация, сопровож­даемые верховенством разума и мирной индустрии; (3) упа­док цивилизации и возврат к новому варварству. Эти ста­дии связаны с различными аспектами социальной жизни и формами правления (теократией, аристократией, республи­кой или монархией), типом законов, характеристиками язы­ка (иероглифического, символического, местного). Просле­живается также определенная корреляция с доминирующим типом человеческого характера: грубый, суровый, благодуш­ный, деликатный, распущенный. Вико полагал, что до него человечество прошло два цикла: один — в античности, за­вершившийся падением Рима, и другой — начавшийся с возрождением варварства в средние века и достигший сво­ей финальной фазы в современную ему эпоху. Вико нарисо­вал мрачную картину коррумпированных городских масс, эдаких эгоистичных бестий, разделенных на фракции и ве­дущих гражданские войны. «Города начинают превращать­ся в леса, а леса — в логова и пещеры для людей». Но Вико внес и оптимистическую ноту — постепенно начнется новый цикл, и человечество возродится. Видимо, Вико полагал, что причинный механизм этого регулярного цикла — психоло­гический и связан с доминирующими мотивациями и отно­шениями, закодированными в человеческой природе. «Люди сперва чувствуют необходимость, затем ищут пользы, потом обращаются к удобствам, еще позднее развлекают себя удо­вольствиями, после чего разлагаются в роскоши и наконец сходят с ума и утрачивают свою сущность».

 








Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 2130;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.