Конфликтология
Ч.Райт Миллс (1916—1962) был исключительным явлением среди американских социологов. Он получил образование в Висконсинском университете, где учился у Ханса Герта и Говарда Бекера, в 1956 г. он стал профессором Колумбийского университета, где испытал сильное воздействие Роберта Линда, который был настроен по отношению к американскому обществу весьма критично. Он принадлежал к кружку бывшего троцкиста Дуайта Макдональда, который сделал своей целью бескомпромиссную критику современного индустриального общества. Миллс стремился к разработке постмарксистского анализа общества. При этом он находился под сильным влиянием исторического метода Макса Вебера, что ставило его в позицию аутсайдера в американской социологии с ее преимущественно психологической ориентацией. Его книги «Белые воротнички» (1951), а еще больше «Правящая элита» (1956) натолкнулись на отрицательное и даже возмущенное отношение в социологических кругах и, кроме того, интересующейся политикой интеллигенции. Следствием стала его значительная изоляция в США. Во время поездок в Европу он установил контакты с новыми левыми в Англии, ревизионистами в Польше; он посетил Кубу и выступил в поддержку Кастро и против американского империализма в Латинской Америке.
Его критический анализ американского общества начался с исследования о руководителях профсоюзов, которые не разделяют традиционной американской ориентации на средний класс и не склонны к идеологической терпимости в отличие от большинства членов профсоюзов. Тем самым они становятся определяющим факторам власти при существующем порядке. Американский средний слой для Миллса — это бессильная и продажная масса «людей в бюро» («Белые воротнички», 1951), которые служат большим организациям, находящимся в центре гигантского современного механизма управления людьми. Таким образом, тема Миллса напоминает проблему, рассмотренную Уильямом Ф. Уайтом несколько позже в «Человеке организации» (1956).
Правящая элита из банкиров, политиков, военных представляет собой антидемократический фактор господства, подлинное влияние которого ускользает от всякого демократического контроля. Самым главным следствием из этого был для Миллса тот факт, что правящая элита может воспрепятствовать формированию оппозиционных сил, поскольку она властвует над общественным мнением.
Одной из сквозных тем у Миллса является бессилие идезориентированность масс в современном индустриальном обществе, несмотря на его демократический строй. Социология — или то, чтоон именовал «социологическим воображением» — должна была, по Миллсу, помочь правильно использовать избыток информации, разумно следить за мировыми событиями и понимать их значение для индивида. Мыслить социологически значит учиться понимать историю и свой собственный жизненный путь, и их отношение к обществу. Это включает также понимание культурного значения социальных наук.
Значение социальных наук для культурных проблем своего времени Миллс рассматривает в работе «Социологическое воображение» (1959). Он пишет: «Понятие социальных наук, как я считаю, находится в явном противоречии с социальной наукой в смысле бюрократических технологий, которые сковывают социальные исследования посредством "методологии" и пичкают его концепциями, которые все лишь затемняют, или сводят его до уровня тривиальных занятий незначительными проблемами, не связанными с по-настоящему важным общим положением вещей». С подобными взглядами он был довольно одинок в эпоху растущего «онаучивания» итехнологизирования социологии.
Миллс критически рассматривал теорию Парсонса, которой он приписывал идеологическое значение в деле легитимации господствующих структур. Он особо ставил в винусовременной социологии ее «содиально-техническую» ориентацию на практическую полезность, на то, чтобы стать основой планирования, управления и контроля. Тем самым она превращается в бюрократический инструментарий для сохранения и легитимизации власти.
Это особенно касается социальных исследований, которые переживали в 40—50-е гг. небывалый подъем и стали дорогостоящим мероприятием, оплачиваемым заказчиками из среды политиков, высшей сферы экономики и военных.
Тем самым Миллс ни в коем случае не отрицал социальных исследований, ориентированных на практику, а выступал лишь против примата метода и использования социальных наук в целях бюрократического управления. Таким образом, Миллс шел вразрез с мощным течением американской социологической традиции, против натуралистически-позитивистской и прагматически ориентированной прикладной социологии. Миллс также резко выступал против изгнания истории из круга социальных наук и указывал на то, что социальные структуры можно понять, только изучая историю их возникновения и формирования в течение долгого времени.
Миллс объединял значение социологии с экзистенциальным определением положения в пространстве и во времени, к которому должен стремиться человек, чтобы понять, кто он есть и куда идет. А цель социологии, по мнению Миллса, заключается в том, чтобы дать человеку возможность быть свободным, активно вмешиваться в историю, но в то же время не позволять собой управлять тем, кто стоит у власти, не позволять навязывать себе их мнение. Именно в демократическом массовом обществе с его сверхорганизацией и скрытыми структурами власти Миллс видел необходимость подобной эмансипации мышления.
Миллс с его критикой общества имел мало последователей; следующая волна критики в Америке была связана с идеями Герберта Маркузе и его влиянием в рамках студенческого движения конца 60-х гг. Несмотря на свою революционно-диалектическую критику, они в основном носили характер критики культуры. Общим с идеями Миллса был в них акцент на бессилие масс и манипулирование ими. Но если Миллс старался выявить конкретные властные структуры, то у Маркузе «противник» терялся за общей критикой технократии.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 883;