Право и правовая система

Особенности правового регулирования общественных отношений той или иной страны могут быть выявлены при анализе всех основных правовых явлений, образующих правовую систему.

Правовая система - это взятые в единстве и взаимодействии основополагающие (конститутивные), социально однородные правовые явления, характеризующие особенности и уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система - собирательное понятие. Она включает следующие основные правовые явления правовой действительности общества:

§ собственно право (объективное право) - юридические нормы, объединенные в отрасли права, правовые институты;

§ внешние формы выражения права (юридические источники) - нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, правовые обычаи и др.;

§ юридическая практика и ее результат - правоположения, вырабатываемые прежде всего юрисдикционными органами, - определения, решения, приговоры судов, интерпретационные акты официального нормативного и казуального толкования права;

§ правовые идеи, теории, конструкции в системном выражении, образующие правовую идеологию как элемент общественного научного правосознания.

В зависимости от особенностей основных элементов правовых систем и сходных юридических признаков национально-правовые системы отдельных стран образуют правовые семьи.

Правовая семья - категория, которая служит для определения относительного единства национально-правовых систем ряда стран, которые имеют сходные юридические черты основных элементов и отражают особенности конкретно-исторического развития этих правовых систем.

В современном мире сложилось несколько правовых систем, которые образуют правовые семьи и отличаются следующими юридическими признаками.

1). Романо-германская (континентальная) правовая семья (национально-правовые системы Франции, Германии, Италии, Испании, России и др.):

§ исторически сложилась в основном в странах Западной Европы в результате рецепции римского права;

§ право (система права) имеет четкое деление на отрасли права, подразделяется на публичное и частное право;

§ основными юридическими источниками права являются нормативно-правовые акты, законы, статуты (правовая система статутного права);

§ юридическая практика (правоположения) основана на нормативно-правовых актах, законах, имеет подчиненный характер, не имеет правообразующего значения;

§ в общественном правосознании отражается как нормативно-законодательная система, где право выступает в форме закона.

2). Англо-саксонская правовая семья (общее право) (национально-правовые системы Англии, США, Австралии, Канады и др.):

§ исторически сложилась в Англии в результате формирования общего права, которое вырабатывалось для всей страны, в противовес местным обычаям;

§ право не делится отчетливо на отрасли права, в основном отсутствует деление на публичное и частное право;

§ юридическое регулирование строится на судебных решениях, логические принципы которых имеют нормативное значение образцов при рассмотрении аналогичных юридических дел, повышенное значение придано процедурно-процессуальным правилам, судебные прецеденты являются основными источниками права (правовая система прецедентного права);

§ юридической практике (правоположениям) придается, наряду с законом, правообразующее значение, суд не только правоприменительный орган, но и субъект, формирующий нормы права;

§ в общественном правосознании отражается как нормативно-судебная система, где на первое место выступает непосредственно субъективное право, защищаемое судом.

3). Религиозно-общинная правовая семья (Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, ряд государств Азии и Африки):

§ исторически сложилась на основе религиозных догм (мусульманское право), традиций, обычаев. Юридические элементы не получили значительного обособления и существуют в традиционно застойном виде. Доминирующую роль в социальном регулировании имеют религиозные, обычно-общинные формы регулирования;

§ система права делится на уголовное, судебное и семейное право (религиозно-юридические разделы Корана), но при этом отсутствует деление на публичное и частное право;

§ основные источники права: религиозные догмы (Коран, сунна, иджма), общинно-обычные формы, традиции;

§ законодательная и судебная деятельность имеет правообразующее значение лишь при ее соответствии религиозным, обычно-общинным, традиционным формам;

§ в общественном правосознании отражается как нормативно-догматизированная система, где основная регулирующая сила - религиозное учение, догма веры, непогрешимая традиция.

Литература

Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. – М., 1999.

Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М., 2001.

Байтин М.И. Сущность права. – Саратов, 2001.

Белова Н.Ю. Понятие и виды форм права //Вопросы теории права и государства. – М., 1998. – Вып.1.

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. – М., 1993.

Карташов В.Н. Ведение в общую теорию правовой системы общества. – Ярославль, 1998.

Лейст О.Э. Сущность права. – М., 2002.

Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. – М., 1999.

Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права?// Государство и право. – 2003. – №6

Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997.

Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. – Н. Новгород, 1995.

Сандевуар П. Введение в право. – М., 1994.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., 1996.








Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 582;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.