В чем проявляется мастерство журналиста при создании репортажа?
• во-первых, в умении точно и ясно рассказать о том, что случилось;
• во-вторых, в способности передать эмоциональное состояние участников событий или его свидетелей;
• в-третьих, в умении ввести в репортаж (а для этого — получить их) высказывания или оценки главных участников события, оттенив субъективность этих оценок своими объективными и короткими комментариями;
• в-четвертых, сделать все это в предельно сжатой форме, ибо стандартный объем газетного репортажа (на телевидении еще короче) - 150-200 строк, что гораздо меньше среднего размера рассказа как литературного жанра.
С учетом существования ТВ необходимо выделить два типа репортажей. Первый - о событии, которое аудитория не наблюдала (или не наблюдает) сама. Второй - о событии, элементы которого или даже полный ход (спортивный матч, например) которого аудитории известен. Первый тип, конечно, труднее - он требует гораздо большего мастерства рассказчика.
Вообще репортер - это отдельная профессия внутри журналистики и даже отдельный тип журналиста. Все журналисты делятся на два главных типа и шесть их разновидностей (или подтипов).
Это репортеры, то есть рассказчики. И аналитики, то есть комментаторы.
Первые бегают, вторые сидят за столом в редакции. Но и газета, и телепередача не будут полноценными без произведений и тех, и других.
Если взять более дробную классификацию журналистских типов, то это:
• информационщики (умеют первыми добыть информацию о событии);
• репортеры (умеют рассказать о том, что уже случилось или происходит в данный момент);
• интервьюеры (умеют долго разговаривать с людьми, получая от них то, что не удается другим);
• аналитики (комментаторы, но не надо путать со спортивными «телекомментаторами», которые не более чем репортеры);
• публицисты — самый вредоносный журналистский тип, наиболее близкий, что очевидно, к политикам-популистам, но отдельные представители которого пользуются порой (как и политики аналогичного типа) бешеной популярностью; лучший пример — Сергей Доренко периода 1998-1999 годов;
• игроки, а точнее — модераторы игр (тип, хорошо известный старшему поколению наших людей по профессии «массовик-затейник»).
Разумеется, в чистом виде все эти типы встречаются редко, хотя в любой редакции все всегда знают, кто лучше добывает информацию, кто — лучше пишет репортажи, кто — удачнее берет интервью, а кому нужно заказывать аналитическую статью. Ну а редакционные балагуры и лицедеи, если повезет, перебираются на телевидение вести ток-шоу и игры.
Хороший репортер — это, в общем-то, большая редкость. А хорошей газеты без хороших репортажей нет, как и газеты вообще без каких-либо репортажей. О репортерской школе тех или иных изданий можно говорить отдельно. Некоторые издания славятся репортерскими школами. В советское время, например, считалось, что едва ли не лучшая репортерская школа в стране — это школа «Комсомольской правды». Сегодня лучшие репортеры работают, пожалуй, в «Коммерсанте», правда, многие из них слишком часто путают собственные фантазии с реальностью.
Чем силен репортаж? Тем, что передает реальную жизнь не усушенной, как информация, и не препарированной чьей-то, часто спекулятивной, логикой, как статья, а непосредственно.
Прямой репортаж (основная разновидность) отличается простой вещью: в нем фабула (реальный ход событий) совпадает с сюжетом (ходом рассказа о событии). А обратный репортаж переворачивает сюжет на 180° по отношению к фабуле. Приемом обратного репортажа пишутся, как правило, так называемые журналистские расследования и вообще все, что связано с какой-то тайной, а это обычно — репортажи о раскрытии преступлений. Обратный репортаж, естественно, детективен. В жизни (фабула) сначала совершается конкретным лицом преступление, затем оно раскрывается. В обратном репортаже (сюжет) сначала начинает раскрываться преступление, потом становятся известны все более и более значимые его детали, в конце — называется преступник.
Тема № 15. Редакция журнала – творческий коллектив,
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1233;