в котором главное лицо – журналист
Эффективность работы журналиста во много зависит от конкретной организации его труда на рабочем месте. Новая техника, пришедшая в редакцию, значительно экономит рабочее время, дает возможность в короткие сроки получать и обрабатывать информацию. Персональный компьютер - сегодня основное орудие труда: на нем журналист совмещает работу автора, редактора, машинистки, сотрудника секретариата, оформляющего рукописи, и даже линотиписта, отливавшего газетные строчки в металл. Доступ к различным базам данных, в Интернет помогает ему оперативно собрать нужные факты. Если требуются сведения из первых рук о каких-то событиях, можно за час-два найти множество потенциальных источников информации, считают журналисты, работающие с Интернетом. Тщательно сформулированный запрос, направленный в нужные группы новостей или в электронные списки рассылок, принесет немало свидетельств очевидцев какого-либо события.
Компьютер позволяет журналисту создавать досье по различным тематическим направлениям, вести собственный «темник» (внесение разных тем про запас), ничего не упускать из виду, значительно расширять тематику выступлений отдела. Накопление, переработка, анализ различной информации, касающейся специализации журналиста, держит его в курсе всех актуальных проблем. Портативные ноутбуки незаменимы для срочной работы вдали от редакции, передачи подготовленного материала по модему в отдел. Эта же связь очень удобна и для собкоров. Особую роль играет персональный компьютер в работе секретариата в ходе верстки номера. Оформители, дизайнеры, художники, журналисты с его помощью создают готовые полосы, заменяя весь громоздкий в прошлом типографский процесс верстки на таллере (когда в металлическую раму выставляли по рисованному макету газетные материалы, отлитые в металлических строчках, а затем делали бумажные оттиски). Компьютерная сеть редакции удобна и для руководителей: не сходя со своего рабочего места, они видят наполняемость материалами полос номера. Корректура вовремя вычитывает поступившие в сеть материалы, служба выпуска - верстает полосы.
Социально-психологический климат (СПК) в редакции газеты - существенный фактор, влияющий не эффективность работы сотрудников. Недооценка его ведет к весьма серьезным последствиям. Отрицательный СПК, установившийся в коллективе, оказывает непосредственное влияние не только на внутреннюю жизнь, но и на качество продукции журналистов, а отсюда - на степень действенности их публикаций и, в конечном счете, на уровень взаимодействия того или иного средства массовой информации с аудиторией.
СПК трактуют как совокупность межличностных отношений, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива и создают стойкие групповые настроения, мысли, определенное социально-психологическое состояние, проявляющееся всех сферах деятельности коллектива, характеризующее уровень коллективного сознания, состояние, от которого зависит степень активности коллектива в достижении целей, стоящих перед ним. Вбирая в себя всю совокупность отношений, возникающих между членами коллектива в процессе их совместной деятельности, СПК не сводится, однако, к сумме этих отношений, а представляет собой интегральное образование, обладающее собственными характеристиками, которые и определяют тип климата. Он приобретает относительную самостоятельность и начинает оказывать обратное влияние на групповую деятельность и отдельную личность. Другими словами, СПК имеет двойственное значение. С одной стороны, это продукт совместной деятельности людей, а с другой, он же - фактор, оказывающий влияние на эффективность этой деятельности.
Социально-психологический климат является элементом в системе СПК общества, который формируется на основе определенной социально-экономической формации, господствующего в ней способа производства (макросреды). Элементами СПК основного коллектива (локальной макросреды) служит социально-психологический климат первичных коллективов (микросреды), в которых отдельные сотрудники оказываются в непосредственном контакте. В редакционном коллективе таким первичным коллективом выступает творческое подразделение - отдел. Элементами системы СПК первичного коллектива является эмоционально-психологическое состояние отдельных сотрудников. В понятие «эмоционально-психологическое состояние личности» психологи включают самооценку человеке своего «я» в коллективе, оценку, которую дают ему его коллеги, руководство, степень его удовлетворенности своим положение в коллективе. Таким образом, перед нами - цепь различных уровней СПК, на одном конце которой находится эмоционально- психологическое состояние отдельной личности, а на другом - социально-психологический климат общества в целом. Все эти уровни взаимозависимы и оказывают друг на друга влияние. Так, эмоционально-психологическое состояние отдельных сотрудников оказывает непосредственное воздействие на формирование психологического климата в отделе, а тот, в свою очередь, - на климат редакции.
Отношения членов коллектива друг к другу подразделяются на две группы: отношения между руководителями и подчиненными и отношения между сотрудниками, равными между собой по должности. Взаимосвязи сотрудников в первой группе («по вертикали») складываются под воздействием стиля руководства, планирования, организации, стимулирования труда членов коллектива, подбора и расстановки кадров, их профессиональной учебы, соблюдения производственной дисциплины и т. д. Отношения во второй группе («по горизонтали») строятся с учетом понимания и исполнения возложенных на сотрудников профессиональных ролей и выражаются в их сработанности, согласии, совместимости, сплоченности, дружбе. На взаимоотношения людей большое влияние оказывают и личные качества членов коллектива - общительность, замкнутость, застенчивость, скрытность, самостоятельность, ответственность, отзывчивость, принципиальность, справедливость, честность и др.
Творческий характер журналистского труда накладывает особый отпечаток на весь климат в коллективе, организационные формы совместной деятельности. Здесь особенно актуальна проблема совмещения свободы с дисциплиной, разнообразия и изменчивости с постоянством, независимости с подчинением. Перегибы как в одну, так и в другую сторону могут привести к крайне отрицательным последствиям, а порой свести на нет работу целого коллектива, подчеркивает А. Матейко в книге «Условия творческого труда». Журналистский труд, однако, несмотря на свою ярко выраженную творческую окраску, существенно отличается от других видов творческой работы благодаря его специфическим чертам - оперативности, непрерывности, индивидуально-коллективному и производственно-творческому характеру. Учет этих характеристик или, наоборот, игнорирование каких-либо из них придает взаимоотношениям сотрудников редакции тот или иной тон, непосредственно влияет на работу всего коллектива.
В некоторых редакциях новых изданий формирование коллектива происходит по принципу создания единой команды, под которой понимается сплоченная группа людей, работающая на общее дело. Это слово употребляют там, где руководителю необходимы для достижения цели не просто подчиненные, а единомышленники, преданные ему и идее. Такой подход существенно повышает социально-психологический, творческий климат коллектива.
Телевизионный репортаж
Репортёра кормят ноги. Это правило касается всех, кто занимается журналистской работой. Ведь чем меньше журналист сидит на одном месте, тем шире его круг общения, а значит - тем больше информации он может получить. Соответственно, и работа становится более интересной и эффективной. Опыт и навыки приходят постепенно. С течением времени начинаешь учиться отличать настоящую информацию, которая позовёт в дорогу - от сообщений, как мы иногда в шутку называем, агентства ОБС, или «одна бабка сказала».
Хороший репортаж зависит от хорошего кадра. Телевидение – это работа в команде. Журналисту необходимо сразу сформулировать цель репортажа, наладить контакт с участниками съёмки и найти ответы на шесть вопросов: кто, что, где, когда, сколько и почему. У оператора задача посложнее. Ему нужно передать замысел сюжета в картинке. Образно говоря, толковый оператор – это тот, кто беседует со зрителем с помощью кадра. Творческий азарт – дело хорошее, но иногда действия человека с камерой становятся для журналиста загадкой. Спорить в этих ситуациях бесполезно. Зачастую именно кадры, снятые из-за упрямства оператора, спасают репортаж. Бывает, что поиск картинки напоминает действия охотника. Ждать приходится часами, но неожиданный поворот событий оправдывает потраченное время. Уникальные кадры запоминаются надолго.
Интервью – ключевой момент любого репортажа. Сложно бывает разговорить человека, поэтому удачу приходится буквально ловить за хвост.
Работу журналиста многие считают романтической. Романтика, конечно, присутствует, но в большинстве случаев, до и после съёмки, в предвкушениях и впечатлениях. Во время процесса голова забита другими мыслями. Помимо выполнения задачи необходимо позаботиться о том, чтобы свести возможный риск к нулю. Например, в проруби нужно создать иллюзию тонущего человека. Результат появляется, когда и журналист, и оператор вникли в суть происходящего, или, как говорится, прочувствовали тему и отработали синхронно, на одной волне.
Съёмочный день подошёл к концу. Но сделано только полдела. Необходимо отсмотреть весь материал, выбрать только самое интересное, только то, что понравится нашему зрителю. В конце каждого репортажа мы всегда называем всех участников съёмочной группы. Это означает, что мы несём персональную ответственность за всё, что выходит в эфир.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 917;