Лекция 8. Сочетание слова и изображения в фотожурналистике

Визуальные формы творчества - фотографии, кино и телевидения существенно отличается от сущности изобразительного искусства и литературы. Во-первых, отличающей особенностью их является использование кадра как рамки или одной сцены из целого ряда кадров, связанных между собой единой сюжетной линией. В изобразительном искусстве также используется кадр, то есть рамка картинной плоскости. Живописная картина является как бы окном в другой мир, увиденный и запечатленный художником, однако, это только единичный фрагмент запечатленной действительности. От того, как живописец хочет показать этот мир, зависит глубина и композиция этого кадра.

Преимущество фотокадра или документальных кино- и видеокадра перед художественным изображением и литературным текстом состоит в том, что они способны одновременно не только изображать действительность в развитии, определенным образом (и в прямом и в переносном смысле) содействовать ее восприятию, но также документировать и сохранять эту действительность во всем ее драматизме и поэтичности, воплощать и запечатлять это восприятие.

И в литературе, и в журналистике имеется общее - это слово. А в фотожурналистике это своеобразное "кадро-слово ", обладающим своим новым публицистическим и художественным эффектом.

"Написанное слово, - говорил шведский кинорежиссер Ингмар Бергман, - читается и усваивается при помощи сознательного волевого акта в союзе с мышлением. Постепенно оно оказывает воздействие на воображение и эмоции. В кино - другой процесс. Когда мы смотрим фильм, то сознательно направляем себя на восприятие иллюзии. Воля и интеллект отходят в сторону, на первое место выдвигается воображение. Цепь кадров, создающих образ, влияет непосредственно на наши эмоции" (Цит. из книги «Искусство кино», 1981, №10, с. 47).

Сравните также высказывание Э. де Боно (британского психолога и писателя, эксперта в области творческого мышления) о том, что в процессе творческого поиска необходимо "...мыслить на основе наглядных образов, не пользуясь словами вообще..., ибо зрительные образы обладают такой подвижностью и пластичностью, какой не обладают слова". (Де Боно Э., 1976, с. 69).

Изучающим данную дисциплину студентам важно уяснить, что фотожурналистика является, наряду с кинематографом и телевидением, союзом изображения и слова. Секрет успехов "светописи" - фоторепортажа, кинематографа, телевидения - в соединении возможностей слова с новейшими техническими возможностями изображения. Как отмечал уже более 10 лет назад сотрудник фотохроники ТАСС И. Буряк в книге "ТАСС сообщает": "Журналистика, если учесть бурный процесс превращения периодических изданий в иллюстрированные, в определенном смысле давно уже превратилась в фотожурналистику". А в наше время, с неисчислимым количеством новых красочных иллюстрированных журналов и газет фотоиллюстрация с поясняющим или развивающим текстом (информацией, заметкой, комментарием и т.д.) завладела печатным пространством и завладевает пространством электронным.

Дизайн любой страницы Всемирной сети "Интернет" не обходится без фотоиллюстраций. Особенно это касается электронных версий газет и журналов. Открываются все новые и новые сайты.

Будущим журналистам важно также знать, что фотожурналистика в аспекте соединения слова с изображением распадается на несколько направлений.

Во-первых, фотография служит иллюстрацией для словесного текстового материала. Например, в статье говорится о каком-либо политическом мероприятии, и в текст помещается при верстке фото группы политических деятелей, или выступление одного из них на соответствующем заседании.

Во-вторых, готовится вербальный (словесный устный или письменный) текст на определенную тему и одновременно снимаются на эту тему фотографии. Такой случай может быть при подготовке очерка, статьи, комментария, корреспонденции, проблемного репортажа.

В-третьих, слово и изображение сливаются как бы в один органичный текст. Это происходит, как правило, при подготовке фоторепортажа. Здесь текст может готовить пишущий журналист, но может это делать одновременно с подготовкой фотоматериала и журналист снимающий. (Как, например, это делал Василий Песков, грамотный, профессиональный советский фотожурналист живой природы в «Комсомольской правде», или другой фотожурналист советского периода времени – Юрий Рост).

В-четвертых, готовые фотографии, поступившие в редакцию от информационных агентств, других средств массовой коммуникации, фотокоров и фотолюбителей обобщаются и подаются в виде отдельных серий, тематических подборок. Так, "Казахстанская правда", "Вечерняя Астана", "Литер", журнал «Простор» и ряд других изданий периодически готовят исторические, культурно-просветительские или художественные полосы на темы определенных событий, памятных дат или в связи с организованными ими конкурсами.

В-пятых, публикация отельных фотографий, или созданных на их основе фотомонтажей и коллажей. Это могут быть фотопортреты, фотоэтюды, фотопейзажи, сатирические и юмористические материалы.

В-шестых, оформительские и рекламные фотографии.

Особым случаем является использование текста как вербального знака непосредственно в плоскости кадра. Этот древний изобразительный прием пришел в фотожурналистику из рукописных книг и летописей, старинного лубка, из графических и живописных произведений западного и восточного искусства. Во всех случаях результативность вербально-визуальной коммуникации зависит от творческого подхода к сочетанию слова и изображения. Вот интересное мнение академика Д.С. Лихачева по этому поводу. "Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом (мы можем понимать здесь под понятием "текст" и вербальный и визуальный текст, т.е. фотоизображение) витает еще некий сверхсмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную. Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, выявляют в слове необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текста".

Из этого следует, что слово является выражением мысли.

И даже полоса газеты или журнала, целиком сверстанная из изображений на определенную тему, воспринимается в общем вербальном контексте всего номера. Тот смысл, который мы может увидеть в них, как бы задает тон изображениям, выстраивает его согласно общему замыслу, главной идее номера, т.е. визуальная информация, фотоизображения обязательно повествуют нам о чем-нибудь, несут в себе смысл, рассказ и зрители, читатели воспринимают эти изображения и как вербальный (словесный) текст.

Российский ученый Г. Гачев пишет, что: «Принцип кино - кадр. Его состав: человек в мире вещей, где вещь (город, природа) служит фоном человека, и человек, в свою очередь, выступает фоном этой вещи. Так что вещность мира - не враг, а друг для кино. Величие и мизерность строений города, царственность линий автомобиля и самолета - вещи в XX в. резко, рельефно и прозрачно излучают дух человека. Они в высшей степени говорящие. Этому крику застылого, вещного мира и дает разродиться, разразиться - кино". Слово, таким образом, в случае непосредственного "немого крика" кино- или фотокадра, должно быть минимальным, выполнять функцию «огранки», заложенного в нем света, мысли. В случае радостных или трагических событий фотографии публикуются и вовсе без каких-либо комментариев. Молчащие - они кричат. Можно посмотреть на фоторазвороты газет и журналов о выдающихся событиях и поворотных днях в жизни страны и мира: встреча челюскинцев (фото 1), День Победы (фото 2, 3), встреча Первого космонавта (фото 4), август 1991 г. в Москве (фото 5, 6), крушение Берлинской стены (фото 7, 8) и т.д.

 

 

Фото 1. Встреча спасшихся участников экспедиции после удачной операции по их спасению в процессе полярной экспедиции, дрейфующей несколько месяцев на льдах Арктики после гибели парохода "Челюскин".

 

 

 

Фото 3

 

 

Фото 2

 

 

Фото 4. Июль 1961 года. Визит Юрия Гагарина в Великобританию. Встреча в Лондоне

Фото 5

 

Фото 6

 

 

Фото 7

 

 

Фото 8

 

Фотожурналист, если перефразировать слова П. Пикассо, сказанные с творчеством художника, стремится изображать мир не просто таким, как его видит, но и таким, каким его мыслит. Художники оперируют и цветом, и рисунком, как писатели словами (Ван Гог). Фотожурналист оперирует и светом, и цветом, и рисунком, и словами.

Иллюстрирование сейчас все шире становится элементом текстообразования. С распространением цифровых видов получения и обработки изображений возникло понятие «конвергентная журналистика».

Из всех изобразительных средств, которые могут быть представлены на печатной странице или странице сети Интернет "исключительно глубоко соотнесены с содержательными и формальными аспектами текстообразующих ингридиентов именно иллюстрации, поскольку они призваны реализовать, прежде всего, функцию пояснения материала" - пишет Б. Мисонжников. (Мисонжников Б., 1998, с.48). В данном утверждении обнаруживается, на первый взгляд, вторичность фото иллюстрации по сравнению с вербальным текстом. И действительно, такое мнение разделяют те редакторы, издатели, которые отводят иллюстрации роль однозначно вспомогательного материала, сопровождающего и дополняющего письменный текст посредством визуализации отдельных сюжетных и тематических направлений. Иллюстрация в этих случаях оказывается в ряду особого жанра изобразительного искусства, ее образный строй опирается на какую-то, заранее данную, литературную канву.

Но Б. Мисонжников развивает далее в своей статье мысль о том, что слово и изображение на полосе издания равноценны. Поэтому лишь сугубо условно можно признать функциональное разделение использования снимка на страницах прессы на самостоятельную, или вспомогательную роль. Этот исследователь предлагает рассматривать печатную страницу (мы бы сюда прибавили и Интернет-страницу) как совокупное знаковое образование. Такая страница является единым текстом, использующим и печатные (слово), и визуальные (изображение) знаки коммуникации. Если какой либо из элементов этих видов коммуникации будет включен в этот общий текст бессмысленно, безотносительно к характеру других ингредиентов (часто бывает, что это именно изобразительный материал), то структура может потерять информационную насыщенность (энтропия) и даже оказаться полностью разрушенной.

Этимология (происхождение) термина "слово" восходит к латинскому clueo - архаическое "слышать, слушать", но также и к значениям слава, слыть, восходящим к древне-индийскому и древне-греческому языкам. (См.: Степанов Ю.С. Слово. В книге: Русская словесность. М., 1997, с. 290).

Древний значащий корень предполагал одновременное значение говорения и слушания, другими словами - производства сообщения и его восприятие, круговорот речи, общение, коммуникацию. Отсюда происходит и имя одной из девяти олимпийских муз - Клио, считающейся с эллинистического времени музой Истории. Она изображалась со свитком и грифельной палочкой в руках.

Можно себе представить, что эта грифельная палочка – символ будущих фото- и видеокамер, пишущих историю современности, но так, чтобы она живо воспринималась потомками.

 

 

Задание на лекционное занятие: подготовиться к устному обсуждению материала лекции, найти собственные примеры зависимости, взаимосвязи слова (журналистского текста) и сопровождающего его фотоизображения из различных печатных материалов казахстанских СМИ, (продемонстрировать эту зависимость рекомендую в виде презентации, сделанной при помощи интернет сайта Prezi.com или программы Microsoft Power Point), для продуктивности просмотра подобранных вами примеров фрагментов журналистских текстов и фотографий к ним, прошу собрать все ваши презентации в одну файловую папку и предоставить на лекционном занятии преподавателю.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Параметры печати | Лекция 8. Язык структурных запросов SQL




Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1233;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.