Лекция 5. Идеология реформирования капитализма. Экономические взгляды западноевропейских социалистов
Противоречивая ситуация, которая сложилась в экономической теории, а также нестабильность в экономике, неоднозначность в отношениях между классами общества в ряде стан Западной Европы в первой трети XIX века обусловили появление критического отношения как в целом к капитализму, так и к учениям классиков политической экономии. Все чаще публикуются проекты реформ общественного устройства, предлагаются заманчивые перспективы новых экономических и социальных отношений. Эти учения, близкие в оценке капитализма того времени, тем не менее, различаются по степени кардинальности предлагаемых преобразований. Те учения, которые предлагали модификацию капитализма, не изменяя его принципиальных сторон, называются критически-реформаторскими (“экономический романтизм”), а те, которые призывают отречься от капитализма, сменить его социализмом, принято называть социалистическими.
Заметными представителями критически-реформаторского направления явились швейцарский экономист и историк С. Сисмонди (1773-1842) и французский публицист, экономист и социолог П.-Ж. Прудон (1809-1865).
С. Сисмонди явился автором работ ”О коммерческом богатстве”, “ Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению”(1819). Своей целью он провозгласил –“Доказать, что для всеобщего счастья нужно, чтобы доход рос одновременно с капиталом, чтобы рост населения не обгонял роста дохода, необходимого для его существования, чтобы потребление росло вместе с населением”. Причина постановки такой цели – нарушения этих закономерностей в реальной жизни, первые проявления недовольства рабочих своим положением.
Сисмонди обратил внимание на многие категории – теорию стоимости и доходов: зарплату, прибыль, ренту, во многом соглашаясь с теорией Смита и Рикардо. Но в отличие от классиков Сисмонди подчеркивал связь производства с потреблением. Поэтому, считал он, политическая экономия научной станет тогда, когда предложит меры справедливого распределения богатства, достижения социального равенства. Но для этого нужна сильная государственная политика, а не господство свободной конкуренции, рынка и крупного капитала. Именно последние обстоятельства приведут и уже приводят к превышению производства над потреблением, обнищанию населения (пролетариата), появлению безработицы, разорению мелких товаропроизводителей и в конечном счете – к экономическим кризисам.
Сисмонди был одним из первых теоретиков, который обратил внимание кризисы перепроизводства. Их причину он видит в несогласованности производства с потреблением: товары покупаются не на товары, как это утверждал Сэй, а на доходы. Но опыт показывает, что доходы рабочих имеют тенденцию к снижению, личное потребление владельцев капитала становится меньше, чем доля накопления. Поэтому часть произведенного совокупного продукта наверняка не будет реализована, что неминуемо порождает опасность кризисов перепроизводства. Каков же выход? Выход в следующем: 1. Поддерживать и сохранять ту часть населения, которая не относится ни к капиталистам, ни к рабочим – ремесленников и крестьян. Они будут выступать третьими лицами в реализации продукции. 2. Для этого нужно не допускать концентрации производства и богатства, развивать мелкое производство. 3. Ограничить распространение машин, сдерживать технический прогресс. 4. По возможности развивать внешнюю торговлю. Ряд практических рекомендаций предложены по улучшению положения пролетариата: регулирование продолжительности рабочего дня, участие рабочих в управлении производством, установление минимума зарплаты, социальная помощь со стороны предпринимателей своим работникам.
В дальнейшем к идеям Сисмонди обратились представители марксистской теории, немецкой социал-демократии, экономисты Англии и России конца ХIХ начала ХХ века. Они же косвенно предопределили некоторые выводы экономистов современности, в частности, теорию эффективного спроса Дж.М. Кейнса.
Другой представитель реформирования капитализма – П.-Ж. Прудон был еще более оригинален в своих проектах. Его работы назывались – “Что такое собственность?”, “Бедность как экономический принцип”, “Система экономических противоречий, или философия нищеты”, “Война и мир”, и ряд других. Он полагал вполне возможным в рамках капиталистической организации отменить процент за ссуды (главное орудие эксплуатации рабочих), создать народный банк, посредством которого наладить справедливый эквивалентный обмен и кредитовать рабочих с тем, чтобы они могли стать мелкими хозяевами, ремесленниками.
Реформирование сферы обмена – одно из направлений, по мнению Прудона, улучшения ситуации в обществе. Другое – ограничение всесилия крупной частной собственности. “Собственность – заявил Прудон, - это кража”, главным должно стать владение продуктом произведенного личным трудом.
В области теории Прудон использовал прием диалектики Гегеля- единство противоречий. Полагая, что экономические категории – это продукт мыслительной деятельности человека, он считал, что в большинстве из них объединяется хорошая и плохая сторона. Так, например, разделение труда несомненно положительно: оно способствует росту его производительности, увеличению богатства. Но разделение труда отрицательно воздействует на работника: специализация на выполнении монотонных операций не способствуют развитию человека, наносят вред его здоровью.
Близкие взгляды, осуждающие частную собственность, высказывал и немецкий экономист – К.И. Робертус (1805-1875). Будущее, полагал он, за личной и государственной собственностью. Ликвидация частной собственности уничтожит и нетрудовые доходы – прибыль и ренту.
Ведущими идеологами социалистических идей выступили французы К.А. Сен-Симон (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837), англичанин Р. Оуэн (1771-1858). Сторонниками социалистических идей этого периода в России были А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский.
Учение социалистов – это идеи о таком обществе, в котором господствует справедливость, равенство всех людей, нет классов эксплуататоров и эксплуатируемых, нет классовых и других противоречий. В социалистическом обществе труд является обязательной нормой жизни, доходы имеют своей основой трудовой вклад, производство ведется организованно, под контролем общества воспитание детей, культура и другие сферы жизнедеятельности.
Почему капитализм должен уступить место социализму? Какие доказательства этого приводили его сторонники?
К.А. Сен-Симон опубликовал несколько работ, среди которых наиболее значимыми явились “Очерк науки о человеке”, “О теории общественной организации”, “О промышленной системе”, “Катехезис промышленников”.
Противоречия и пороки капитализма порождаются, считал этот мыслитель, нерегулируемыми отношениями собственности. Конкуренция между собственниками приводит к анархии производства, его раздробленности, низкому уровню благосостояния нации. Дело можно поправить, если надлежащим образом управлять собственностью: каждый капиталист-предприниматель должен подчинить свое производство общественному плану, трудиться наряду со всеми. Организация производства и распределение доходов должно подчиняться принципу –“От каждого по способности, каждому по его делам”.
Материальной основой прогресса общества Сен-Симон считал промышленный строй, который создал капитализм. Но этот строй переходный: развитие его приведет к индустриальной стадии, самой прогрессивной. В обществе индустриалов власть будет принадлежать людям труда, а не паразитическим слоям. Уже на промышленной стадии появляется институт, который вносит организованность в производство – это, считал Сен-Симон, банки. Используя их государство сможет организовать производство на плановых началах, оно устранит анархию, и с помощью справедливого распределения создаст мощные стимулы к труду. Все вместе взятое обеспечит рост благосостояния людей, процветание общества.
Другой французский мыслитель – Ш. Фурье известен работами “О близости социальной метаморфозы”, “Таблица хода социального движения”, “Новый хозяйственный и социетарный мир” и другими, в которых, как и Сен-Симон, критически относится к анархии производства, к расслоению общества, к неэффективному использованию материальных и людских ресурсов. Фурье не согласен с оценками мотивов деятельности людей, которые дал А. Смит: эгоизм, честолюбивые интересы, полагает он, вредят общенациональным целям, а противостояние их друг другу отнюдь не способствует общему благу, прогрессу. Поэтому основная задача – найти такую организацию общества, в которой бы господствовала гармония интересов, развитие всех способностей человека, исчезли тяготы непосильного труда. Наиболее оптимальным устройством жизнедеятельности человека Фурье считал трудовые ассоциации – фаланги. Только в них возможно соединение ведущих отраслей – сельского хозяйства и промышленного производства. Только фаланга, как свободное объединение людей, способна создать стимулы к производительному труду, заменить нездоровую конкуренцию состязательностью, взаимовыручкой, а кроме всего воспитывать здоровое, культурное поколение. Распределение дохода здесь должно основываться на пропорции долей вклада: 5- за труд, 4 – за вложенный капитал, 3 – за талант. Все это позволит сформировать общественную собственность, а роль государства ограничить несколькими внешнеполитическими функциями.
Сен-Симона и Фурье роднят не только многие теоретические взгляды. Оба придерживались мнения, что средства на преобразования общества дадут сильные мира – крупные предприниматели, правительство, богатая знать. Главным средством здесь должны стать просветительство, агитация, убеждение, а не революция.
Английский идеолог социализма – Р. Оуэн, не ограничился только теоретическими обобщениями. Он предпринял ряд практических шагов по переустройству социальных отношений. Будучи совладельцем и управляющим одного из прядильных предприятий шотландского графства
Нью-Ленарк он разрабатывал и применял меры организационно-стиму-лирующего характера, направленные, говоря современным языком, на установление социального партнерства – ограничил рабочий день, улучшил условия труда рабочих, занялся строительством жилья и объектов бытового назначения. Это позволило предприятию успешно выдержать кризисные явления, получать высокие прибыли.
В своих научных трудах – “Замечания о влиянии промышленной системы”, “Доклад графству Ленарк о плане облегчения общественных бедствий”, “Книга о новом нравственном мире”, “Революция в сознании и деятельности человеческого рода” и других он опирался на теорию трудовой стоимости Д. Рикардо. Но полагал, что труд в условиях капитализма не измеряет стоимость товаров, а измеряют её деньги. Деньги же вносят дисбаланс в обмен и поэтому рабочие не получают полного вознаграждения за свой труд.
Он был противником частной собственности, считая, что она исчерпала свои возможности заинтересовывать людей в развитии производства ( в том числе и капиталистов, состоятельных людей). Более всего для этого подходит общий труд, общественная собственность. Поэтому следует всемерно развивать кооперативные общины, создавать тред-юнионы, сориентировать на развитие новых начал общественного устройства государство и тем самым всех членов общества уравнять в правах и обязанностях. Что же касается несправедливостей, порождаемых деньгами, то их можно избежать, если деньги заменить трудовыми квитанциями.
Оуэн много сделал, чтобы на его проекты обратили внимание правительства, банкиры и государи стран Европы, включая Александра 1. Он попытался также создать Биржу справедливого обмена труда, где обращались трудовые деньги. Попытка успехом не увенчалась, как и призывы изменить общественное устройство.
Все проекты социализма так и остались на бумаге. Возможно, это послужило основанием в дальнейшем назвать идеи Сен-Симона, Фурье, Оуэна утопическими (от древнегреческого УТОПОС – место, которого нет). Но спустя века опыт промышленно развитых стран показал, что часть предсказаний была научной: коллективные формы организации труда позволили эффективно развивать производство, обеспечивать лидерство в мировой конкуренции.
В начало | Содержание | Литература | Далее |
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 738;