Светскость, любовь к жизни
Возрожденческое мировоззрение часто называют светским. Развитие светской культуры развивалось в процессе отрицания средневековой культуры. В первую очередь отрицались догматизм и схоластика. Метод схоластики - обращение к первоисточнику (священные тексты, Аристотель), на основе которых получается знание (история о лошади) Этот метод для Петрарки неприемлем, хотя он и не вырабатывает какого-то нового метода, но схоластика для него - слово ругательное.
Появилось впервые критическое отношение к монашеству, как к уходу из мира. Кроме этого постоянно высмеивается ханжество и развращенность монахов.
Возрожденцы удивительным образом умели объединять самые возвышенные, самые духовные идеи с таким жизнерадостным, жизнеутверждающим, веселым и игривым настроением, которое иначе и назвать нельзя, как светским и даже земным.
Ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и отдельных высказываний. Если бы заняться вопросом об учете всей этой антицерковной литературы, то для одной Италии она составила бы целый большой том.
В эпоху Возрождения именно человеческая личность берет на себя божественные функции, человеческая личность представляется творческой по преимуществу и только человек мыслится как овладевающий природой.
Возникли светская наука, литература и искусство, главными темами которых становится человек, его переживания, его земная жизнь, его внутренний мир: возвышенные чувства, стремление к подвигам, превознесение женщины, культ любви, страсти. Родоначальник гуманизма и ренессансной литературы - Франческо Петрарка пишет много лирики, героические поэмы. Его "Книга песен" отразила тончайшие оттенки индивидуального чувства, любви поэта к Лауре, все богатство его души. Именно Петрарка стал глашатаем новой культуры, обращенной к проблемам человека. У Петрарки
Увлечение суевериями:Ренессанс весьма богат бесконечными суевериями, которыми охвачены были решительно все слои общества, включая ученых и философов, не говоря уже о правителях и политиках.
Знаменитый флорентийский поэт Полициано, к тому же деятель Платоновской академии, объяснял ливни тем, что один из заговорщиков заключил перед смертью союз с дьяволом; поэт одобрял действия людей, вырывших труп этого заговорщика из могилы, долго таскавших его по городу и бросивших его в реку, после чего, по мнению Полициано, ливень прекратился.
Известный гуманист Поджо верил в битву между галками и сороками, верил и в то, что морской сатир с плавниками и рыбьим хвостом утаскивал женщин и детей, пока пять отважных прачек не убили его палками и камнями.
Бенвенуто Челлини рассказывает, как один колдун с помощью своих заклинаний наполнил весь Колизей демонами, от которых сам Бенвенуто Челлини едва не умер.
В эпоху Ренессанса гадали на трупах, составляли любовные напитки, вызывали демонов, совершали магические операции при закладке зданий, занимались физиогномикой и хиромантией, бросали в море распятия с ужаснейшими богохульствами и зарывали в землю ослов для вызывания дождя во время засухи.
В массовом порядке верили в привидения, в дурной глаз и вообще во всякого рода порчу, верили в черных всадников, якобы намеревавшихся уничтожить Флоренцию за ее грехи, но отстраненных заклинаниями праведника; околдовывали детей, животных и полевые плоды.
Женщины для привлечения мужчин пользовались разными снадобьями, в состав которых входили волосы, черепа, ребра, зубы и глаза мертвых, человеческая кожа и др. Протыкали фигурки из воска и золы с известными припевами для воздействия на тех, кого изображали те фигурки, мстили пророкам за их предсказания.
- Все недоступные предметы религиозного почитания, которые в средневековом христианстве требовали к себе абсолютно целомудренного отношения, становятся в эпоху Ренессанса чем-то очень доступным и психологически чрезвычайно близким, так что изображение такого рода возвышенных предметов часто приобретает здесь в самом настоящем смысле натуралистический и панибратский характер. Возрожденческие мадонны уже давно перестали быть иконами, а становились светскими портретами, и притом определенного типа дам, так или иначе близких к художнику, об этом знают все. Но то, что мы читаем в произведениях той эпохи, кажется, превосходит собою всякий натурализм и часто способно вызывать в нас только чувство отвращения и омерзения: «Мария укоряет юного клирика в том, что он коварно бросил ее из-за другой женщины, хотя она уготовила его душе богатое ложе в своих небесных чертогах. Она посещает благочестивого пономаря и в ответ на его просьбу разрешить ему целовать ее ноги, смеясь, позволяет целовать не только ноги, но и лицо»
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 606;