Инфраструктурные и ресурсно-сырьевые ограничения.
Устойчивое развитие химического комплекса невозможно без его обеспечения углеводородным сырьем, на базе которого производится до 80% продукции отрасли. Первичные ресурсы легких углеводородов производятся из нефти, природного газа и газовых конденсатов, при этом существенный и специфичный вклад в сырьевой фонд нефтехимии вносят предприятия нефтепереработки (поставки предельных и непредельных углеводородов С3-С4 линейного строения, легкого прямогонного бензина, моноциклических ароматических углеводородов).
Имея мощные секторы нефтегазодобычи и нефтепереработки, Россия обладает и высоким потенциалом ресурсного обеспечения нефтехимических производств. Однако основные месторождения нефти и газа расположены в трудно доступных регионах страны, что создает климатические, транспортные и социальные сложности создания сетей сбора и отгрузки легких углеводородов и сооружения комплексных газохимических или нефтехимических производств в непосредственной близости от месторождений.
Более 50% имеющихся ресурсов попутных газов в настоящее время сжигается в факелах, природный газ подвергается глубокой переработке в объемах около 7% против среднемирового показателя, равного 12%.
Территориальный и другие факторы определили особенность переработки промыслового нефтехимического сырья в России, состоящую в раздельном извлечении из нестабильных газов или газовых конденсатов углеводородов С3-С5 и последующем фракционировании их сжиженной фазы («широкой фракции легких углеводородов» – ШФЛУ) в регионах и центрах концентрированного размещения собственно нефтехимических производств.
Транспортировка ШФЛУ производится как трубопроводным, так и железнодорожным транспортом, что увеличивает соответствующие расходы.
Экономические преобразования в стране сопровождались глубоким спадом платежеспособного спроса на нефтехимическую продукцию, в результате чего техническая база производства исходных продуктов органического синтеза в течение 15-20 лет не расширялась и почти не обновлялась.
В первую очередь, это относится к мощностям пиролиза, на которых перерабатывается 73% первичного сырья нефтехимии и продукты которого (этилен, пропилен и др.) составляют исходное звено наиболее многообразных химических превращений.
Недостаточность мощностей пиролиза вынуждает, в частности, вырабатывать преобладающую часть линейных мономеров для производства синтетических каучуков (бутадиен, изопрен, изобутилен) по ресурсо- и энергоемким технологиям дегидрирования (24% первичного сырья нефтехимии).
Из-за высоких цен мирового рынка на нефть и спада внутреннего платежеспособного спроса на нефтепродукты российские нефтяные компании переориентировались на преимущественный экспорт минеральных углеводородов, что привело к застою в развитии производств нефтепродуктов и нефтехимического сырья, получаемого при переработке нефти. В то же время по опыту развития нефтепереработки за рубежом решающими факторами повышения ее рентабельности являются взаимосвязанное углубление переработки и интеграция с процессами нефтехимии. О неблагополучной ситуации в России в этом отношении можно судить по таким цифрам: глубина переработки нефти на российских НПЗ в 2007 г. составила 72%, против 87-95% на зарубежных заводах. Выход бензинов в России составляет 15,6% (в США 43,3%).
К инфраструктурным ограничениям развития химического комплекса следует также отнести нехватку собственных портов. В настоящее время используются порты Эстонии, Латвии и Украины.
Дата добавления: 2015-06-27; просмотров: 902;