У вас есть право есть везде
Начальная фаза «настройки» собственного тела под его же потребности обычно дается непросто. «Все это прекрасно, доктор, но как это все реализовать? У меня работа, у меня дети, которых нужно везти на занятия, мне совершенно некогда об этом думать!». Чтобы облегчить процесс, я постаралась сформулировать наиболее важные правила. Обычно пишут – рациональное питание, как будто иррациональное – это плохо. А мы с вами будем питаться иррационально – так, как нужно не мозгу, но телу, – и тогда оно ответит нам бла- годарностью, здоровьем и стройностью.
Еще один основополагающий принцип интуитивного питания: разнообразная еда должна быть постоянно доступна, должна быть рядом, на расстоянии протянутой руки. Все- гда. Компульсивные едоки часто имеют дома крайне мало еды, так как либо сидят на диете
– и есть становится нельзя почти ничего, либо опасаются приступа переедания – и тогда
«опасную» еду лучше дома не держать. Для интуитивного едока важно иметь доступ к как можно большему разнообразию продуктов, чтобы в нужный момент сделать наилучший, гармонирующий с потребностями организма выбор. Почему это важно? Потому что, найдя
оптимальное в данный момент сочетание, вы насытитесь минимально необходимым для текущего энергетического уровня организма количеством еды.
Дома, на работе, везде, где есть возможность сделать запасы еды – сделайте их. В момент, когда вы голодны, у вас должен быть максимально возможный выбор. Что делать, если голод застает в дороге или там, где еду хранить нельзя? Носите ее с собой.
Если все предыдущие этапы были вами пройдены правильно, то вы постепенно от Первой стадии освоения интуитивного питания, характеризующейся отчаянием, сниженной самооценкой и ощущением невозможности выдержать еще одну диету, переходите ко Вто- рой – гиперосознанности. На этой стадии нормально уделять еде повышенное внимание и быть озабоченным тем, что, когда и как я ем, больше обычного. Вы скажете – чем же это отли- чается от диетического поведения? Принципиальное отличие в том, что диетическая фик- сированность на еде состоит из почти постоянного беспокойства, тревоги, страхов, вины. Вы все время боитесь нарушить то или иное правило, съесть не то, ошибиться и терзаетесь, потому что обязательно ошибаетесь, обязательно съедаете не то. Вы все время удерживае- тесь от чего-либо. На Второй фазе интуитивного питания вы делаете нечто совершенно иное: постоянно прислушиваетесь к себе и задаете вопросы: «Ты голоден? Чего тебе хочется? Вот этого или этого? Вкусно тебе?» и оцениваете уровень собственного удовлетворения от той или иной еды. Если этот уровень недостаточно высокий – это не драма, не катастрофа, не нарушение правила. Это – обучающий, ценный опыт, и вашей личной вины тут нет никакой
– еда вам просто не подошла. Так бывает.
На этой стадии вы начинаете «примиряться с едой», она перестает быть вашим посто- янным врагом и соперником. Вы делаете это, давая себе разрешение есть все, что вам захо- чется. Эта фаза для многих переживается как пугающая – масса людей никогда в жизни не имели такого опыта, поэтому важно проходить ее в собственном, комфортабельном для вас темпе, не спеша.
На этой стадии вы будете много экспериментировать с едой, пробуя ее заново, переот- крывая вкусы, забытые из-за многолетних запретов. Парадоксально, но факт: разрешив себе есть все, чего бы вы ни захотели, вы можете обнаружить, что вам совсем не нравятся те про- дукты, о которых вы мечтали, когда они были под запретом. Вы также можете обнаружить, что вам сложно остановиться, насытившись, вы продолжаете есть, пройдя точку насыщения. Это нормальный процесс: восстановление контакта с внутренними сигналами насыщения следует после того, как контакт с чувством голода восстановлен. По этому пути важно идти шаг за шагом.
Важно понимать, что гиперосознанность и трудности управления пищевым поведе- нием, даже когда вы уже насытились, – это не окончательный паттерн, к которому вы стре- митесь прийти. Это временная стадия, связанная с реконструированием ваших отношений с едой как позитивных и свободных. Каждый ваш пищевой опыт перестает быть «правиль- ным» или «ошибочным», каждая еда становится экземпляром в коллекции пищевых пере- живаний – не каждый экземпляр истинного коллекционера имеет одинаковую ценность, что не умаляет ценности коллекции в целом.
Этот этап освоения навыков интуитивного питания обычно вызывает наибольшее количество вопросов. Рассмотрим самые распространенные из них.
У каждого человека есть «приоритетные продукты»
Это та пища, которую вы выбираете чаще всего в ситуации, когда нужно перекусить, та еда, которая для вас почти всегда оказывается «комфортной» (внимание: речь идет о вку-
совых предпочтениях, а не о выборе, продиктованном очередными диетическими соображе- ниями). Составьте список той еды, которую вы выбираете чаще всего, и основательно запа- ситесь первыми пятью-шестью номинациями в списке. Носите эту еду с собой в контейнере для тех ситуаций, когда голод настигает вас в дороге. Этот список не постоянен, он меня- ется время от времени. Чем точнее вы прислушиваетесь к сигналам собственного тела, тем чаще будет меняться список – вы будете исходить из потребностей организма в тех или иных веществах, даже не сознавая этого.
«Голоден не вовремя»
«Я не могу есть, когда я голоден, потому что я никогда не голоден с самого утра, позже я выбегаю на работу, на работе выпиваю пару чашек кофе, пока просматриваю накопившу- юся почту, и так до самого обеда. В обед я переедаю и до вечера остаюсь с чувством тяжести с желудке». Задача – точно идентифицировать момент, когда вы проголодались. Если с утра есть не хочется, голод настигнет вас минут через 30–40. Вам придется брать еду с собой, чтобы иметь возможность есть тогда, когда вам хочется. Купите большой ланчбокс с отде- лениями (еще лучше для этой цели подойдут коробки для швейных принадлежностей, со множеством небольших отделений, каждое из которых закрывается индивидуальной крыш- кой). Положите туда то, что вам нравится есть с утра, – не менее пяти разных наименований продуктов (йогурт, фрукты, немного мюсли или хлопьев, небольшие бутерброды-канапе или кубики сыра, ветчины, отварной курицы, небольшие овощи, орехи). Осталось достать это в тот момент, когда вы действительно проголодались, и тут я хочу отступить и рассказать об одном странном культурном феномене, который мне приходится наблюдать, живя на стыке двух разных культур.
У голландцев есть феномен «священного бутерброда» – лекция ли это в университете, важное совещание на высоком уровне, очередь в поликлинике – ничто не помешает гол- ландцу достать аккуратно упакованный с утра бутерброд и чинно его съесть, без малейшего чувства неловкости. В России, по моим ощущениям, есть довольно мощный флер нелов- кости, окружающий «взятую из дома еду». Я могу предположить, что это как-то связано с традицией рабочих заводов и фабрик в 50-е и позже брать с собой обед. И как бы ни была искусна в кулинарии жена, какой бы вкусной ни была домашняя еда, редко кто из россий- ских офисных работников решится на «еду с собой» в противовес «бизнес-ланчу» в кафе – дабы не возникло ненужных ассоциаций. Родители в детстве также учат детей, что «есть на улице неприлично». Максимум, что разрешают детям, – мороженое. Между тем ни у кого не вызывают удивления многочисленные молодые и не очень люди, пьющие на улице пиво из бутылок.
Единственная рекомендация, которую я могу дать, – возьмите на себя ответственность за вашу еду и ваш голод. У вас есть неотъемлемое право есть, если вы голодны. И коли вы голодны по пути на работу, значит, имеете полное право этот голод утолить. Это значительно важнее того, что подумают или скажут окружающие. Да, я знаю, что не всегда дорога на работу бывает очень комфортной и располагающей к еде. Но как только вы говорите себе:
«Лучше потерпеть» – вы делаете шаг назад, снова и снова бегая в колесе удовлетворения чужих потребностей за счет своих собственных.
Дата добавления: 2015-06-27; просмотров: 1050;