Бионика и Геометрический символизм
Бионика – это новое направление в архитектуре и дизайне. Многим кажется, что становление этого течения началось с изобретения новых материалов, произведённых благодаря современным продуктам органической химии – полимерам. Новые материалы обладают высокой прочностью, пластичностью и одновременно очень легки, причём их свойствами довольно легко управлять, получая нужный материал. В частности теплопроводность у полимеров может быть как абсолютной, так и наоборот. Есть ряд полимеров, которые вообще не пропускают тепла, и являются сильнейшими теплоизоляторами, в частности на многих новых кухонных электроплитах уже стоят стёкла, которые практически не нагреваются от тепла духовки – это всё новейшие разработки из области органической химии. Из углерода планируют делать даже полупроводники, которые вскоре должны будут заменить устаревшие кремниевые процессоры в наших компьютерах, повысив их функциональность и долговечность в несколько сот раз. Однако при всех чудодейственных свойствах полимеров нельзя сказать, что именно они были причиной возникновения нового течения.
В основе всякого направление в первую очередь лежит человеческая мысль, идея. Идеи тоже не возникают сами собой, всякая идея это ответ на определённый вызов, который ставит перед человеком эпоха. Попытаемся немного углубиться в суть проблемы, решаемой бионикой.
Архитектура очень тесно связана с геометрией, а геометрия с математикой и философией, с идеями. Идеи, концепты пронизывают архитектуру со всех сторон. Если найти бионике адекватный символ новой геометрической формы – таковым символом станет сфера, или круг. В Бионике есть даже особенно направление – Блоб-архитектура, Blob с английского – значит капля. Чтобы понять саму идею, и в чём её новизна, нужно перенестись на сто лет назад, в начало XX века, когда архитектура тоже переходила к новым формам, к новым идеям в геометрии, к новым идеалам.
В начале двадцатого века из под пера футуриста Кручёных возникло новое творение – пьеса «Победа над солнцем», которая должна была создать альтернативное понимание драматургии того времени. Иллюстрацией к этой пьесе стал знаменитый «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, который тоже состоял в этом футуристическом кружке. Именно поэтому «Чёрный квадрат» такой – он символизирует победу над солнцем, он манифестует о новом символе эпохи, не красном и круглом, а квадратном и чёрном. Для футуристов это было что-то вроде нового взгляда на мир, вроде некой новации, однако никто тогда и не догадывался, что эта иллюстрация станет символом XX века, самого страшного века из всех веков человеческой истории.
Давайте задумаемся с вами о смысле данного символа, где мы можем наблюдать квадратные формы. Если брать нашу повседневную жизнь, то практически повсюду, потому что квадрат – стал довлеющим символом нашей эпохи (к счастью, эпохи уходящей). Квадрат телевизора, кнопки на клавиатуре, квадраты домов, квадраты жилых зон и районов, квадраты столов и кресел, одновременно с ними квадраты бетонных перекрытий, бункеров, квадраты гробов и разрытых могил, квадраты парт и школьной доски – кругом одни квадраты. Где же их нет?
Их нет в человеке, в нас нет ни одного органа, который имел бы квадратную или прямоугольную форму. Квадратов нет среди растений и насекомых, их нет в лесу, их нет в океане и воздухе, квадратов нет в поле, более того, их нет даже в межгалактическом пространстве: квазары, галактики, чёрные дыры, белые карлики, звёзды, кометы, скопления – все эти объекты имеют округлую форму. Квадратов нет в микромире, их нет в облаках, их вообще почти нигде нет. Квадрат может встречаться только среди редких кристаллов разных минералов. В основном кубическую структуру имеют кристаллы соли, а так, даже снежинка имеет форму шестиугольника. Что же такое квадрат? Квадрат – это символ неживого, это символ искусственности, синтетичности, неестественности. А чёрный цвет очень хорошо довершает весь смысл данного символа, обращая внимание на то, что всё неживое – есть мёртвое, и служит оно только смерти, и существует для смерти. Поэтому «Чёрный квадрат» - это символ тотальной войны, экспериментов над человеком, концентрационных лагерей, насилия, ядерной зимы, это символ всего того, что появилось в наше время, и чего в предыдущих веках не было и не могло быть. Да и если продолжить мысль названия пьесы «победа над солнцем», что если бы такая победа действительно случилась, что если оно уничтожено, но не на сцене какого-нибудь театра, а в действительности, что тогда? Тогда всех нас ожидает спокойная квадратная смерть, причём не только людей – но всё живое.
Это была программа нашего века, программа на самоуничтожение, на истребление всего живущего. Но времена меняются, и XX век с его катаклизмами и ужасами закончился, на его место пришёл век XXI. И теперь нам предлагают выбрать другой символ – символ круга. Где мы можем обнаружить круг, да практически везде – глаз человека, летящая капля, прорастающее зерно, солнце, облако, озеро, крона дерева, водоворот, яйцеклетка, планета Земля. Круг символизирует бесконечный круговорот жизни, взаимодополняемости всего живого, круг – это начало нового бытия, круг – это бессмертие, бесконечная жизнь. Бионика, биоархитектура не могла взять для себя другого символа, он максимально выражает её идеи, её концепцию оформления пространства. Мы все давно осознали, что мы не винтики системы и не выхолощенная вереница цифр в чьей-то статистике, мы, в первую очередь, живые существа, мыслящие, любящие, испытывающие определенные эмоции и ощущения, мы не квадратные «ячейки общества», мы люди. Теперь, после этого осознания настало время изменять пространство вокруг себя, уничтожать старую квадратную форму и стремиться к кругу, к совершенству сферы. Вернадский не случайно назвал всё живое замечательным словом Биосфера, для него была очевидна форма проявления жизни – это круг. Разница между квадратной и круглой формой очень хорошо фиксируется у человека на подсознательном уровне, и мы почти каждый день используем эти символы, не подозревая об их противопоставленности. Например, все мы пользуемся приборами для воспроизведения видеоизображения: видеоплееры, магнитофоны, CD-плееры и др., и на пульте к таким приборам есть кнопки «стоп» и «запись». Кнопка «стоп» выглядит как чёрный квадратик, который говорит: «Я останавливаю, убиваю изображение, делаю так, чтобы оно исчезло», кнопка «запись» выглядит как красный кружок, который как бы сообщает нашему подсознанию: «Я даю начало новому изображению, с меня начинается новое видео». Это различие для нас очевидно, более того, оно присутствует в нас на подсознательном уровне, просто мы никогда не задумывались, почему именно эти формы символов так идеально подходят для выполнения таких команд.
С чего начать? Как приблизить это ощущение жизни к себе и тебя окружающим, достаточно начать с себя, со своих родных и близких, достаточно изменить окружающее тебя пространство, снести ненужные перегородки, оформить полукруги стен, эллипсы стола и стульев. И вы увидите, как другие люди потянуться к этой новой форме, как будут ею восхищаться, и это естественно, потому что этого требует наш организм, стремление к сферичным формам является врождённым для каждого живого существа. В то время как квадратные формы угнетают наше восприятие – делают нас болезненными, раздражительными.
Дата добавления: 2015-06-27; просмотров: 1753;