Трансакционный анализ и психотерапия
Правовая культура -это обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим опытом качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовую культуру рассматриваютв широкомиузком смысле.
Правовая культура в широком смысле -это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе ясные законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую практику и стабильный правопорядок.
Правовая культура в узком смысле- это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.
Виды правовой культурывыделяют в зависимости от ее уровня: обыденную, профессиональную идоктринальную.
1. Обыденный уровеньправовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта, имеет поверхностный и фрагментарный характер.
2. Профессиональный уровеньправовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоприменительных органов. Юристы-практики вырабатывают достаточный уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями, навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности.
3. Доктринальный уровеньправовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых и представляет собой идейно-теоретический источник права, способствует совершенствованию законодательства, развитию науки и подготовке юридических кадров.
Правовая культура выполняет три основных функции: познавательную, регулятивную и аксеологическую.
1. Познавательная функциязаключается в освоении правового наследия прошлого и достижений современного отечественного и зарубежного права.
2. Регулятивная функциянаправлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка.
3. Аксеологическая (ценностная) функциясостоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с норм позитивного права и установок естественного права.
Структура правовой культурывключает в себя следующие элементы:
1. Уровень развития правового сознания населенияпоказывает, насколько глубоко усвоены им ценность прав и свобод человека, правовой процедуры разрешения споров, информировано в правовом отношении, каково эмоциональное отношение к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д.
2. Уровень развития правовой деятельности.Подобная деятельность состоит из теоретической- деятельность ученых-юристов, образовательной - деятельность юридических школ, вузов и т. д. и практической– правотворческой, правореализующей и правоохранительной.
На правовую культуру влияет качество правоприменительной деятельности, зависящей от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношения его органов, личного профессионализма и культуры правоприменителя.
3.. Уровень развития системы правовых актов,т. е. документов, в которых выражается и закрепляется право. Важное значение для правовой культуры общества имеет конституция государства, уровень развития других нормативных правовых актов, состояние индивидуальных правовых актов - правоприменительных и правореализационных. О качестве закона свидетельствует и наличие реального механизма его реализации.
Правовое воспитание представляет собой сложный, многогранный процесс, решающий важные задачи формирования высокого правосознания и высокой правовой культуры.
В настоящее время правовое воспитание понимается как процесс взаимодействия различных факторов (социально – политических, экономических), участвующих в формировании правосознания и правовой культуры как отдельных граждан, так и общества в целом.
Основными направлениями правового воспитания являются:
- формирование правосознания и правовой культуры в семье;
- обучение основам права и воспитание правовой культуры в школе;
- профессиональная подготовка по правовым наукам в Вузах юридического и родственного профиля;
- самовоспитание;
- распространение правовых знаний СМИ;
- выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;
- осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;
- обучение и распространение СПС «Гарант», «Консультант Плюс», доступная правовая информация через Интернет.
Правовые знания включают в себя:
1) знание норм Конституции РФ;
2) знание содержание наиболее важных ФЗ (в том числе основных положений отраслевых кодексов);
3) понимание сущности правовых учений, доктрин;
4) ориентации в иерархии нормативно – правовых актов;
5) наблюдение за деятельностью законодательных (представительных) органов и учет новейших нормативно – правовых актов;
6) иную информацию.
Основными способами правового воспитания являются:
- убеждение;
- предупреждение;
- поощрение;
- принуждение;
- наказание.
Трансакционный анализ и психотерапия
Состояние личности (Я) феноменологически может быть описано как когерентная система ощущений, связанных с определенным объектом, а операционно — как когерентная система типов поведения; прагматически речь идет о системе ощущений и чувствований, которая определяет соответствующую систему типов поведения. Пенфилд показал, что у эпилептиков воспоминания сохраняются в натуральной форме как состояние Я. Электрической стимуляцией можно вызвать соответствующие феномены. «У пациента вновь вызывают эмоции, которые были у него в первый раз под влиянием ситуации. Спровоцированное воспоминание не является точным фотографическим воспроизведением сцены или события, но воспроизводит то, что пациент видел, слышал, чувствовал и понимал». Пенфилд отмечает далее, что такие восстановления в памяти, припоминания прерывисты и «не смешиваются с другими сходными явлениями». Он свидетельствует далее, что два различных состояния Я могут присутствовать в сознании одновременно, как две прерывистые психологические сущности, четко отделенные одна от другой.
Больной, которого под воздействием электростимуляции заставили пережить прошлый опыт, начал кричать, что слышит, как смеются люди, однако «не чувствовал, что его сердце готово радоваться. Он осознавал наличие двух ситуаций одновременно. Его восклицания показывали, что он отчетливо сознает несогласованность двух опытов: происходившего в настоящем и вызванного из прошлого». Это подчеркивает тот факт, что больной полностью осознавал, что находится в операционной и его восклицания обращены к врачу. И в то же время, когда воспоминание вызвано в сознании принудительно, больной переживает его как бы вживую, в действительности. Лишь по окончании эксперимента он может его признать очень живым воспоминанием прошлого опыта. Это воспоминание является таким же четким, каким оно могло быть спустя тридцать секунд после того, как был пережит подлинный опыт. В момент стимуляции «больной был одновременно и актером, и публикой».
Пенфилд, Жаспер и Роберте подчеркивают разницу между приходом в сознание от воспоминаний, полученных таким образом в полном объеме, то есть восстановлением интегрального Я, и изолированными явлениями, происходящими при стимуляции памяти визуальной или аудитивной, или памяти речи и слов. Они подчеркивают, что во временной регистрации зафиксированы важные психические элементы, такие, как понимание смысла эксперимента и вызываемых эмоций. Однако Пенфилд не употребляет термин «состояние моего Я».
Куби, комментируя эти эксперименты, отмечает, что объект есть одновременно наблюдатель и наблюдаемый и что объемы архипаллеальные и неопаллеальные открыты. «Запоминание является тотальным по существу. Оно позволяет запомнить больше, чем пациент способен вызвать в памяти в сознательном состоянии, но объем может быть увеличен при воспроизведении под гипнозом». Прошлое — такое же близкое и живое, как настоящее, — заставляет пациента пережить очень точный эксперимент. Вербальная память, кажется, играет роль экрана, который заслоняет воспоминания, относящиеся к ощущениям, порождаемым теми же экспериментами. Куби делает из этого вывод, что события проживаются одновременно двумя способами: архипаллеально и неопаллеально. Интересно отметить мнение Кобба, который заявляет, что исследование эмоций является в настоящее время узаконенным медицинским занятием и соотносится с физиологией надкорки.
Психологам, посвятившим себя исследованию сознания, известно, что состояния Я могут быть интегрально консервированы перманентным образом.
Федерн первым подтвердил в психиатрическом плане то, что Пенфилд доказал позднее своими выдающимися нейрохирургическими опытами, а именно, что психологическая реальность опирается на интегральные и прерывистые состояния Я. Он отмечает, что введение термина «состояние Я» встретило сопротивление многих. Людям было легче продолжать мыслить в ортодоксальных концептуальных формах, чем освободиться от них и принять феноменологический подход.
Вейсс, главный интерпретатор Федерна, прояснил и систематизировал психологию Я. Он описал состояние Я как «реальность в таком виде, в каком ее видит пациент, исходя из своего чувственного состояния и опыта прошлой жизни». В этом отношении Федерн говорит о повседневных состояниях Я. Вейсс подчеркивает то, что Пенфилд доказал: состояния Я уровней предыдущих возрастов потенциально сохраняются в личности. Это положение было принято в клиническом плане, благодаря уже тому факту, что такие состояния Я могут быть непосредственно вызваны при некоторых определенных обстоятельствах и условиях, например, в состоянии психоза, под гипнозом или во сне. Он отмечает также, что два различных состояния Я могут бороться, чтобы оставаться объединенными, и могут одновременно присутствовать в сознании. По мнению Федерна, подавление воспоминаний и болезненных конфликтов возможно во многих случаях только через торможение всего состояния Я, которое здесь участвует. Прежние состояния Я поддерживаются в латентном режиме в ожидании восстановления. Когда же он говорит о замещении состояния Я, то само это замещение живет как ощущение Я. Это относится к проблеме природы Я.
Вейсс говорит об остаточном состоянии инфантильного Я у взрослого человека, которое в основном является замещенным, но может в любой момент быть легко восстановленным состоянием «Я — ребенок». С другой стороны, существует вид влияния, который он называет психическим настоящим ргеsenсе psychic). Оно является «мысленным (воображаемым) образом другого моегоЯ, иногда Я Родительского, которое оказывает влияние на эмоции и поведение личности». Он описывает много ситуаций, в которых а) остаточное состояние ДетскогоЯ; б) нормальное Я или в) психическое настоящее могут соответственно определять реакции индивида.
Совсем недавно Шандлер и Хартман, которые использовали LSD2-1, показали удивительное сходство между реактивацией архаических состояний Я, достигнутых с помощью фармакологических средств, и состоянием, достигнутым путем электрической стимуляции коры; однако, как и Пенфилд, они не используют термин «состояние моего Я». Они описывают одновременное появление в сознании двух состояний Я: одно направлено на внешнюю и психологическую реальность данного момента, другое — настоящее возрождение сцен, восходящих к первым годам жизни «со всем богатством деталей и цвета; пациент чувствует, что находится в определенной ситуации, и получает ощущения во всей первоначальной полноте».
Другие авторы также проявляли интерес к проблеме состояния Я, но приведенных цитат достаточно, чтобы обратить внимание читателя на эти проблемы. Структурный и трансакционный анализ, составляющий основное содержание данной книги, целиком основан на клинических наблюдениях и опыте работы с больными, без всяких предвзятых идей. При этих условиях изучение интегральных состояний Я оказалось естественным (натуральным) приближением к психологии и психотерапии. Но, как сказано у Федерна, большинство психотерапевтов привыкли к ортодоксальным концепциям, поэтому естественный подход не всегда исследовался глубоко. Анализируя опыт своих предшественников, автор имел удовольствие убедиться, что следовал по стопам двух самых известных ученых: Пенфилда и Федерна. Справедливость сказанного будет подтверждена содержанием книги.
Глава I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 656;