Материалистическая концепция происхождения государства и права
К представителям материалистической концепции происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государства прежде всего социально-экономическими причинами.
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена.
Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. В. И. Ленин в лекции «О государстве» характеризовал его как аппарат для систематического применения насилия, как машину для поддержания господства одного класса над другим.
Суть марксистской теории выражена в формуле «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий».
Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности имели три разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое, прежде всего, служит как инструмент проведения воли имущих.
Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.
Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
Марксистская теория (представители: К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) связывает происхождение права с расслоением общества на противоположные классы, развитием материального производства, появлением частной собственности и государства. На определенной стадии общественного развития возникает потребность и необходимость охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, что бы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена (Ф. Энгельс).
Основные идеи:
1) Мононормы постепенно заменяются правилами поведения общего характера, закрепляемыми в письменных нормативных актах, обеспеченных принудительной силой государства;
2) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;
3) содержание выраженной в праве классовой воли определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;
4) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.
Достоинства:
в связи с тем, что представители данной теории право понимали как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;
показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;
обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.
Слабые стороны:
преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;
жёстко связывали право с материальными факторами, экономическим детерминизмом.
Договорная теория происхождения государства.
Г. Гроция, Б. Спиноза, Радищев, Т. Гоббс, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо.
Ее сторонники исходили из того, что государству предшествует естественное состояние. В это время не существовало ни государства, ни права. Люди жили в соответствии со своими естественными правами. Однако в таком состоянии каждый преследовал только свои интересы, не считаясь с интересами других, что приводило к «войне против всех». В связи с чем и возникла потребность в формировании института, способного оградить и защитить интересы каждого. Ради мира и благополучия заключался общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти, и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять права человека (право собственности, свободу, безопасность). В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воли.
Эта теория не отвечает на вопросы где, когда и как состоялся договор, кто был его участником или свидетелем, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает в результате сознательной и целенаправленной деятельности людей, это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывающий влияние на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющим условиям. Эта теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом государственно-властных структур, их сменяемости. Сегодня договорная теория актуальна.
Органическая теория происхождения государства.
Органическая теория сформирована древними мыслителями. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство напоминает живой организм, и на этом отрицал возможность существования человека как существа изолированного. «Руки и ноги, отнятые от тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства».
В данной концепции доказывается, что государство возникло так, как возникает живой организм, т.е. после появления клеток (людей) постепенно по законам живой природы развивался сам организм (государство). В этом государстве-организме функции мозга выполняет правительство, высшие сословия выполняют внешние функции организма, а нижние сословия – внутренние функции.
Окончательно была сформирована в XIX веке Спенсером – государство организм. Важной стороной является утверждения о том, что государство образовалось одновременно со своими составными частями – людьми – и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть – это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 768;